Архитектор: В Армении культурная политика реставрации памятников отодвинута на второй план
Отношение к историческим памятникам, церквям в Армении – любительское, печальное. Такую оценку в беседе с корреспондентом Panorama.am дал кандидат архитектуры, доцент, заслуженный архитектор РА, лауреат Государственной премии РА Артак Гулян.
По его словам, за рубежом наблюдается большой интерес к армянской культуре, однако все это представляется очень слабо.
«Лучше уж не делать ничего, связанного с реставрацией, даже в действующих церквях мы видим персидский ковер, китайскую люстру или блестящие вещи. Должен быть контроль, в составе министерства есть инспекционный орган», – сказал архитектор.
Он подчеркнул, что проводимая государством политика в сфере культуры – несколько не серьезна: «Люди, которые должны очень много знать, не знают. Я никого не виню, я тоже не знаю истории музыковедения, истории зарубежной литературы. Знаю приблизительно. Все это – профессиональное. История архитектуры или средневековая культура – наше лицо. В Париже проходит выставка, отсюда мы везем хачкары, осколки, снимки церквей, и мир этим восхищается. Иного у нас нет. Они приезжают в Армению, чтобы увидеть все это».
А. Гулян отметил, что есть случаи, когда реставрация церквей проводится по профессиональным проектам, качественно, но встречается и обратное.
«На территории ценных средневековых монастырских комплексов, даже на территории Гегардского монастыря производятся вмешательства, чего делать не стоит. Не знаю, насколько это согласовано с соответствующими компетентными органами. Например, на территории памятников появляются различные хачкары, скульптуры. Они думают, что делают что-то хорошее, подражают средневековой традиции, когда устанавливают хачкары.
Например, устанавливают копии хачкаров Старой Джуги. Хачкары Старой Джуги ценны как скульптура той эпохи. В нашем общем искусстве изготовления хачкаров они – не самые лучшие, ощущается влияние персидского искусства орнаментов, с множеством повторяющихся узоров, это хачкары позднего средневековья. Они очень интересны, являются частью нашего искусства, нашей культуры, но это не самое лучшее, чтобы дублировать.
Развитое средневековье – 12-14 века – считаю вершиной нашей архитектуры, скульптуры, миниатюры, книжного искусства, всего. В восстановлении памятников я не вижу всей этой глубины, в историческом разрезе, они делают случайные, неважные вещи», – указал архитектор.
По его словам, была создана группа архитекторов-реставраторов, постоянно поднимали вопрос о том, что культурная политика восстановления памятников отодвинута на второй план, главная причина – отсутствие финансовых средств.
«Сейчас средств крайне мало. Я не знаю, по какому принципу эти работы проводятся. Теперь же активная застройка привела к активному разрушению и искажению городских памятников. Нужен сильный государственный орган, как в прошлом – при Совете министров было главное управление, структура с довольно широкими полномочиями. Мы предложили создать хотя бы комитет, которым бы руководил специалист, хорошо знакомый с ситуацией, который в критические моменты сможет сориентироваться, что делать в случае с реставрируемыми памятниками. Теперь все это оставлено на научно-методическом совете министерства образования, науки, культуры и спорта, состав которого то собирается, то нет, то кворум есть, то его нет, субъективности много. Вот почему эта политика очень неустойчивая», – сказал он.
Архитектор указал, что у нас нет как раз научного подхода, в то время как нужно подходить к вопросу с научной точки зрения, а не как к застройке, потому что это археология, искусствоведение, глубокие вещи, к чему сейчас они относятся очень несерьезно. По его словам, через годы вообще мы столкнемся с проблемой специалистов, не будет кого-либо, кто сможет вести дискуссию относительного того или иного памятника.
«В Национальном университете архитектуры и строительства Армении интерес к историческому, духовному, национальному постепенно угас. Сегодня непросто студентам сказать – специализируйтесь в вопросах реставрации и изучения церквей, памятников. Но ведь все это стоит изучать. Наши соседи нанимают армии, пишут книги, открывают веб-сайты, все наше культурное наследие – с Амберда до Нораванка – обсуждают целыми днями на азербайджанском языке.
Они крадут у нас снимки, публикуют их и начинают всерьез обсуждать наши памятники. Мы относимся к этому несерьезно, смеемся, но нам нечего противопоставить этому. А если они напечатают альбом, отвезут его в Брюссель и представят это как якобы за свое, будет ли у нас специалист из Армении? Сейчас восстанавливают Ани, но если откроют границы, а турецкая сторона оставит реставрацию нам, мы ответим, что у нас нет специалистов?» – представил свои тревоги специалист.
Что касается проводимой сегодня застройки, он отметил, что она не очень активна, так как еще остались недострои. Архитектор указал, что сегодня разрабатываются более интересные, качественные, хорошие проекты, потому что если раньше застройка центра была в основном в руках некоторых людей, то теперь ситуация более свободная, есть проектные компании.
В то же время архитектор Артак Гулян отметил, что есть и обратная ситуация: «Неопытные молодые люди начали проектировать, результаты – странные. Старомодный стиль все еще наблюдается, но это объясняют вкусом заказчика».