Отказывающимся от досрочного выхода на пенсию судьям КС Армении Бадасян «поможет» новыми конституционными изменениями
Министр юстиции Армении Рустам Бадасян на брифинге после заседания правительства коснулся состава занимающейся конституционными реформами комиссии, заявки экс-главы Минюста РА Арпине Ованнисян.
Он заявил, что не включение Арпине Ованнисян в состав комиссии было обусловлено политическим решением. По словам Бадасяна, в пользу данного решения послужило то обстоятельство, что Арпине Ованнисян принимала участие в конституционных изменениях 2015 года, и, поскольку они были против этих изменений, вопрос о принятии Арпине Ованнисян в комиссию не мог считаться положительным.
Министр также заявил, что Арпине Ованнисян не была членом комиссии 2015 года, возможно, была консультантом.
В конце концов, министр юстиции перешел в более нейтральную зону, сообщив, что необходимо было включить в состав 6 юристов-ученых, и они, после изучения представленных заявок, выбрали кандидатуры «других, более достойных лиц», хотя и профессиональные достоинства Ованнисян «кто-либо не ставил под сомнение».
Он также призвал выбранных юристов-ученых не превращать в мишень, потому что «они независимы».
По части «кризиса Конституционного суда» он сказал, что кризис должен быть скорее разрешен, напомнил, что до 27 февраля у судей Конституционного суда есть время для досрочного выхода на пенсию, а до этого дня никто не может сказать – сработал закон или нет.
При этом Бадасян разъяснил, почему «не будет никакой трагедии, если никто не подаст заявления».
Бадасян указал, что, как он сам говорил, существующий кризис в судебной системе, и в частности, кризис вокруг КС, можно и нужно урегулировать путем конституционных реформ.
Он отметил, что ни одно сегодняшнее решение не может служить основанием – «для восстановления доверия общественности ко всей судебной системе».
В то же время, отвечая на вопрос журналиста, он не исключил и других шагов, помимо конституционных изменений.
Что касается того, если кто-то из судей КС, тем не менее, обратится для досрочного выхода на пенсию, к чему это приведет, Бадасян сказал, что это всего лишь пол или четверть шага в направлении разрешения кризиса, но не развязка.
Он видит полное решение в конституционных поправках, которые должны решить не только кризис всей судебной системы, но и определенный кризис в правоохранительных органах.
Один из журналистов спросил: кто решил, что в КС РА есть кризис, ведь судьи говорят, что кризиса нет, суд нормально функционирует, в чем проблема?
Бадасян начал с того, что он «неоднократно обращался к тому, что мы подразумеваем под кризисом», затем отказался отвечать на вопрос, мол – не станет повторять.
В конце министр представил организационную часть работы комиссии, после ее реализации комиссия должна представить концепцию, которая и должна быть вынесена на широкое общественное обсуждение.
После реплики-вопроса журналиста, что в этом случае реформами кризис не удастся разрешить скоро, это может занять больше года, министр повторил: «Ну, я уже обратился к вопросу».
Следующий вопрос также был уместным: журналист спросил, правильно ли он понимает сказанное, что он сказал, что новая конституционная поправка приводит к полному изменению состава КС? Он попросил министра обозначить цель.
Министр сперва решил оставить ответ на этот вопрос независимым членам формирующейся комиссии, но когда последовало утверждение, что он уже немногим ранее говорил об этом и сказал, что кризис вокруг КС должны разрешить конституционные реформы, Бадасян указал, что он также говорил о необходимости обеспечения перехода к новым органам, переход же должен быть обеспечен по принципу верховенства права, что является «нашей стратегией в судебно-правовой сфере». Что же касается модели, процедуры, Бадасян попросил оставить вопрос по их выбору комиссии.