Эксперт: Кризис углубляется из-за нехватки знаний у действующих властей Армении о государственности и неосознания ими своей миссии
«В нашей стране сформировался очень глубокий конституционный кризис, который, в свою очередь, привел к политическому кризису», – заявил сегодня в беседе с журналистами специалист по конституционному праву Вардан Айвазян.
По словам В. Айвазяна, причина кризиса заключается в том, что на конституционном уровне в прошлом была изменена Конституция РА, а в функциональном уровне сегодняшней действующей власти наблюдается неосознанность собственной миссии, и нехватка знаний о государственности, в результате чего кризис ещё больше углубляется.
«На сегодняшний день стоит задача по решению проблемы вокруг КС посредством референдума. Если речь идет о государственности, то конфликт должен происходить между государственными институтами, иными словами, в условиях парламентской формы правления – исполнительная власть в лице премьер-министра и законодательная власть – в одной команде, с другой стороны – представляющий судебную власть Конституционный суд».
Обратившись к принятому накануне в Национальном Собрании Армении решению, что посредством референдума будет решен вопрос пребывания в должности членов КС, В. Айвазян отметил, что по части процедурных и конституционных требований данное решение является антиконституционным.
«Конституционный закон “Регламент НС” четко устанавливает данную процедуру, и п. 2 ст. 168 и ст. 203 Конституции РА устанавливают решение данных проблем. Вносимые Национальным Собранием в Конституцию поправки, после принятия их в первом чтении, должно были быть направлены в КС, и после получения положительного заключения КС, приняты во втором чтении, затем – направлены президенту, который должен подписать закон, чтобы он вступил в силу.
Если проект закона после второго чтения не получает 2/3 голосов, то затем 3/5 от общего числа депутатов решается вопрос о вынесении проекта на референдум. А, если проект закона в первом чтении не принимается, то законопроект вовсе должен был быть выведен из обращения», – В. Айвазян.
В. Айвазян отметил, что на референдум должен быть вынесен вопрос о прекращении полномочий семи членов КС, однако, в Армении сформировалась атмосфера напряженности и ненависти, и в данном случае, если инициируется процесс референдума, те политические силы, которые отвергают сегодняшние власти, естественно, получают дополнительный рычаг, чтобы консолидироваться, объединиться и перенести свою деятельность на платформу официальной пропаганды.
В случае референдума, по словам специалиста, не исключены также столкновения между представителями различных слоев общества. «В данном случае референдум не может реально отразить волю народа, данный процесс осуществляется в атмосфере нетерпимости и обоюдного отрицания», – отметил он.
По его словам, если конфронтация происходит на институциональном уровне, то есть – КС против законодательной и исполнительной властей, то по части конституционных институциональных механизмов четко указывается, что президент Республики следит за соблюдением Конституции.
«Здесь самым активным актором должен был стать президент Республики, чего вовсе не произошло. Если он не демонстрирует активность, то премьер-министр и НС должны с официальным письмом обратиться к президенту, чтобы заставить предпринять меры для решения сложившейся ситуации. В данном случае президент должен был пригласить стороны конфликта, и во время публичного обсуждения стороны должны были конкретно представить свои позиции. Сейчас же одна сторона конфликта постоянно представляет свою позицию, однако, я ещё не слышал доводы Грайра Товмасяна касательно того, почему именно он должен занимать кресло председателя Конституционного суда до 2035 года, между тем, председатель КС избирается сроком на шесть лет, а судьи – на 12 лет», – отметил В. Айвазян.
В качестве решения, по его словам, президент РА должен сформировать конституционную ассамблею, поскольку комиссия по конституционным изменениям в основном сформирована из неопытных молодых людей, не знающих Конституцию.
«Конституционная ассамблея должна была быть представительным органом, который включает Общественный совет, авторитетный состав представителей правовой мысли и международного экспертного сообщества», – отметил он.