Невероятные внешнеполитические приключения президента Турции Эрдогана в Сирии, Ливии и повсюду
В ходе официального визита в Киев 3 февраля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сделал ряд ласкающих слух украинцев заявлений. Об этом в комментарии для Panorama.am написала политолог Анна Мкртчян (оригинал материала – на армянском языке).
В частности, Эрдоган подтвердил, что Турция не признает «незаконную аннексию Крыма» Россией, пообещал, что Анкара обеспечит жильем 500 семей крымских татар, выделит Киеву 200 млн турецких лир (около 36 млн долларов) на военные закупки и пр..
С более символической точки зрения Эрдоган поздоровался с почетным караулом словами «Слава Украине» (Слава Україні!). Военные ответили: «героям слава». «Слава Украине! Героям слава!» (укр. «Слава Україні! Героям слава!») – приветствие и лозунг украинских националистов, он получил широкое применение в ходе начавшихся с апреля 2014 года боевых действий на востоке Украины.
Очевидно, что все это насколько приятно Украине, столь же неприемлемо для России, которая в последние годы развивала довольно тесные отношения с Турцией. Подходы Турции в вопросе Украины обосновывают бытующее мнение, что российско-турецкое сближение – результат временного совпадения интересов и что в отношениях двух этих стран налицо больше элемент конкуренции, нежели сотрудничество. Обстоятельство, очевидцами которого мы вновь стали в ходе последних развитий вокруг сирийского Идлиба.
В тот же день, 3 февраля, при обстреле со стороны сирийской правительственной армии, поддерживаемой РФ, в Идлибе погибли пять турецких военных и один сотрудник гражданского персонала. Турецкая армия нанесла ответный удар по сирийской армии, погибли, по меньшей мере, 13 сирийских военных. Инцидент для Москвы и Анкары послужил поводом для серьезных разногласий и взаимных обвинений.
Напомним, что РФ и Турция поддерживают двух противоположных сторон в сирийской гражданской войне. РФ поддерживает президента Сирии Башара Асада, А Турция – повстанческие группировки, которые хотели свергнуть правительство Асада.
В 2018 году РФ и Турция совместно с Ираном условились о создании зоны деэскалации в сирийской провинции Идлиб.
Идлиб – последний оплот повстанцев на северо-западе Сирии, и сирийские правительственные войска предприняли наступление – для его возвращения под свой контроль. Нанесенный турецким войскам в Идлибе урон весьма возмутил президента Турции Эрдогана, который в Киеве заявил, что российские войска должны отойти в сторону, но при этом добавил: «Мы не можем упускать из виду [стратегическое партнерство с Россией]. Вот почему мы сядем и обсудим все [с Россией]. Не в гневе, потому что это только навредит».
Примечательно, что госсекретарь США Майк Помпео 4 февраля в своем микроблоге в Twitter выразил поддержку «союзнику НАТО – Турции», назвав инцидент «серьезной эскалацией». Он обвинил Асада, Россию, Иран и «Хезболлах» в том, что они «напрямую препятствуют установлению режима прекращения огня на севере Сирии». На фоне ухудшающихся в последнее время турецко-американских отношений это заявление демонстрирует, что США спешат вбить клинья в появляющиеся в российско-турецком сотрудничестве трещины.
Следует отметить, что обострения вокруг Идлиба произошли также после решения Турции в начале января ввести войска в Ливию. Согласно некоторым источникам, боевиков, имеющих отношение к воюющим в Сирии группировкам, в частности «Аль-Каиде» и «Исламскому государству», Турция отправляет в Ливию – воевать на стороне поддерживаемого Анкарой правительство национального согласия (ПНС) во главе с Фаизом Сараджем. Сообщается также: чтобы повысить мотивацию, Турция говорит сирийским повстанцам, что в Ливии они будут сражаться с русскими, которые разрушили в Сирии их города.
Президент Турции проводит агрессивную политику от Сирии до Северной Африки, что вызывает серьезное недовольство у многочисленных акторов. Если в Сирии у Турции проблемы с РФ, то проводимая Анкарой политика в Ливии особенно не нравится Франции и Греции. Так, 29 января на встрече с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом президент Франции Эммануэль Макрон раскритиковал Турцию и пообещал, что Франция направит атомный авианосец «Шарль де Голль» в восточную часть Средиземного моря.
А вечером 29 января в своей речи на ежегодном ужине, организованном Координационным советом армянских организаций Франции (CCAF), президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Турция положила в основу своей политики ревизионизм, добавив, что «спустя сто лет после Севрского договора у нас новый восточный средиземноморский экспансионизм». Упоминание Севрского договора в речи Макрона вряд ли было случайностью, это было четким месседжем Эрдогану и напоминанием о поражении и развале Османской империи.
Неясно, что именно – неоосманская ностальгия или личное честолюбие – подталкивает Эрдогана к оспариванию регионального силового баланса, да еще и по нескольким фронтам. Однако, как показывает история, «региональное хулиганство», как правило, безнаказанным не остается. Кроме того, не рекомендуется прыгать выше головы.
Смежные статьи
- «Слава Украине»: как в Киеве президент Турции Эрдоган поздоровался с почетным караулом
- Эрдоган ответил на заявление Макрона о криминализации отрицания Геноцида армян
- Президент Франции Э.Макрон: Проводится работа в направлении криминализации отрицания Геноцида армян