В каких случаях осужденный может представить прошение о помиловании: в комиссии НС РА обсудили новый проект закона
«Предлагаем установить случаи отказа от обсуждения прошения о помиловании и его возвращения», – заявила заместитель министра юстиции Армении Србуи Галян на заседании Комиссии Национального Собрания РА по государственно-правовым вопросам.
Согласно действующим на сегодняшний день регулировкам Закона РА «О помиловании», может возникнуть ситуация, когда осужденный представляет прошение о помиловании, однако, освобождается из-под стражи на другом основании, предусмотренном законом. В данном случае, по словам С. Галян, судьба прошения о помиловании остается нерешенной – по причине наличия правового упущения.
Она отметила, что в представленном правительству проекте закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РА “О помиловании” установлен конкретный срок, обусловленный объективной реальностью, который касается представления в министерство в 10-дневный срок информации, требующейся на основании прошения о помиловании».
«Представлен также другой срок для представления личного дела в комиссию по вопросам помилования, и вместо действующих сжатых сроков установлен срок в 45 дней. Закреплен четкий механизм защиты прав потерпевших и их правопреемников, чтобы быть услышанным с точки зрения обеспечения прав. Установлено следующее – потерпевшим от особо тяжких преступления или их правопреемникам необходимо до заседания комиссии уведомить об этом, и предоставить им возможность письменно представить своё мнение», – пояснила замминистра.
По словам С. Галян, урегулирован также порядок представления нового прошения о помиловании в случае его отклонения, обусловленного исключительными обстоятельствами. В частности, представлен список исключительных случаев.
«Исключительными могут считаться такие случаи, к примеру, как непосредственная угроза жизни осужденного, наличие ребенка осужденного, оставшегося без попечения родителей, чрезвычайное или военное положение, исключительная помощь осужденного, оказанная им во время чрезвычайного положения в УИУ», – отметила С. Галян.
Она подчеркнула, что осужденное к лишению свободы на определенный срок и отбывающее наказание в виде лишения свободы лицо может быть помиловано, если оно фактически отбыло половину установленного законом срока наказания за условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.
«По части с осужденными к пожизненному заключению установлено, что помилование может быть предоставлено, если лицо отбыло не менее 15 лет», – пояснила она.
В свою очередь депутат от фракции «Мой шаг» Николай Багдасарян отметил, получается, что в закон вносятся поправки из-за нескольких случаев преступления. «Проблема в том, что мы берем за основу срок отбывания наказания в качестве критерия, а у потерпевшего нет доступа к этим критериям, его участие носит формальный характер, особенно в случае с особо тяжкими преступлениями. Выходит, что мы меняем закон из-за нескольких преступлений, четко осознавая, что потерпевший не может выражать мнение в рамках фактов, что предлагается по проекту», – отметил он.
Он подчеркнул, если потерпевший должен выражать мнение относительно того, прощает он или нет, то необходимо понимать, действительно ли учет мнения не нарушает конституционное положение. По его словам, данный процесс исходит из общественных отношений.
«Президент Республики при выражении мнения должен учитывать точку зрения потерпевшего или нет? Если мы идем по данному процессу и заявляем, что необходимо учитывать мнение потерпевшего, то необходимо урегулировать не только случаи особо тяжких преступлений, но и остальные дела. Или необходимо предоставить возможность потерпевшему, чтобы у него появился доступ к тем критериям, которые будут применены, или, если он выразит своё мнение, то необходимо понимать – как министерство поступит в таком случае», – подчеркнул Н. Багдасарян.