Эдмон Марукян о статье в «Независимой газете»: Сумгаит отражает до мозга костей армянофобский настрой Азербайджана и Турции
Руководитель фракции Национального Собрания Армении «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян на своей странице в соцсети Facebook обратился к статье Льва Аскерова в «Независимой газете» о Сумгаитской трагедии, назвав материал насмешкой над памятью погибших и дешёвой пропагандой.
Ниже сайт Panorama.am приводит запись Э. Марукяна без сокращений и изменений:
«Не многие знают, что девиз “Независимой газеты” звучит следующим образом: “Sine ira et studio”, что в переводе с латыни означает: “Без гнева и пристрастия”. Как же грустно осознавать, что журналисты зачастую забывают причину, по которой они решили заниматься своей деятельностью. Именно в руках таких “поборников объективности” информация становится настоящим оружием. Последняя статья Аскерова “Сумгаитская трагедия. С чего начиналось и как это было” натолкнула меня на мысль о том, что от «независимости» у газеты осталось только название, а от “бес”-пристрастия – только “бес”-ы.
Лев Аскеров, автор этой статьи, стал настоящим “курьером-Баку” в “Независимой газете” (название газеты, в которой он является главным редактором). И проблема совсем не в существовании такой “жёлтой” статьи, а в том, что её вещают на десятки тысяч людей без какой-либо ответственности за достоверность информации. Существует всем известная обязанность журналиста, предусмотренная п. 2 ч. 1 ст. 49 Федерального закона РФ “О СМИ” — проверять достоверность сообщаемой им информации.
А теперь о более глубинной проблеме. Сумгаитская трагедия.
Мы знаем десятки сведений о числе жертв. По официальным данным генеральной прокуратуры СССР, в ходе беспорядков погибло 32 человека, 26 армян и 6 азербайджанцев. Французский историк Клод Мутафян называет официальное число погибших в 32 человека “издевательским преуменьшением”. The Washington Post в статье от 6 сентября 1989 года отмечает 200 погибших армян. Британский историк Кристофер Уолкер говорит о значительно большей цифре жертв. Американский историк Питер Кенез оценивает 90 армян убитыми и сотни ранеными. Американский историк Джордж Бурнутян и британский историк Джеффри Хоскинг называют сотни жертв.
Неизменен и непоколебим лишь один факт, который был официально признан на заседании Политбюро ЦК КПСС в Москве — массовые погромы и убийства в Сумгаите осуществлялись по национальному признаку.
По своей сути, Сумгаит и весь кошмар, который произошел в феврале 1988 года — это символ более ужасающей проблемы, нежели Нагорно-Карабахской.
Сумгаит отражает до мозга костей армянофобский настрой Азербайджана и Турции, который выражается в постоянных порывах свершения геноцида.
А что такое геноцид? Приведу выдержку из принятой Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции “О предупреждении преступления геноцида и наказании за него”:
“В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, как таковую: а/ убийство членов такой группы; б/ причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы”.
Именно такое несвершающееся намерение уничтожить армянское население, полностью или частично, и есть корень проблемы, который стоит нам всем включать в актуальную повестку дня.
Вот он и ключ к решению имеющегося конфликта. Если армянофобия пропагандируется на государственном уровне в Азербайджане (о чем свидетельствует и факты сокрытия преступлений, и факты героизации “ночных убийц”, и факты зверств 4-х дневной войны 2016 года, и факты уничтожения и присвоения культурного наследия - список можно продолжать вечно), разве можно ли говорить о безопасности армян в данной стране? Вопрос риторический, а его ответом является то, что только признание статуса Нагорного Карабаха обеспечит безопасность людей.
А история Льва Аскерова, который так умело изучал архивы КГБ СССР и якобы нашел “докладную записку полковника контрразведки КГБ Азербайджанской ССР Томаза Георгиевича Каричадзе”, выглядит как очередная насмешка над памятью погибших и дешёвая пропаганда.
Вспомнилась цитаты из любимого “Преступления и наказания” Ф. Достоевского: “Ведь тут что всего обиднее? Ведь не то, что они врут; вранье всегда простить можно; вранье дело милое, поскольку к правде ведет. Нет, то досадно, что врут, да еще собственному вранью поклоняются”.
А вот еще одна цитата из того же романа: “За преступлением следует наказание”.
32 года спустя мы вспоминаем жертв Сумгаитской трагедии, преклоняем наши головы перед ними и ответственно заявляем, что мы не дадим такому повториться впредь».