С какими проблемами сталкиваются воспитанники закрывшихся школ-интернатов? Рассказали в министерстве
С 1 января 2020 года решением правительства Республики Армения закрылись 4 интернат-учреждения: два в Гюмри, один в Бюрегаване, четвертый – в Дилижане. По-причине нехватки финансовых средств в начале года закрылся интернат «Трчунян Тун», находящийся под патронатом Первопрестольного Святого Эчмиадзина.
Закрытие интернатов правительство РА квалифицирует в качестве реформы против отчаяния. В министерстве труда и социальных вопросов обосновали это тем, что решение принято для обеспечения права ребенка жить в семье, и это вовсе не значит, что министерство или правительство отказываются от обязательств в отношении этих детей. Просто меняется способ оказания содействия.
Интернаты закрылись, 194 детей вернулись в свои биологические семьи, а 43 ребенка, чьё возвращение домой было рискованным, были переведены в Гюмрийский дом-интернат №2 по уходу и защите детей имени Фритьофа Нансена, закрытие которого правительство отсрочило до 25 июня 2020 года.
Несмотря на то, что правительство заверяет, что качество жизни детей существенным образом изменится в случае их возвращения в биологическую семью, тем не менее, реальность совсем иная.
Председатель общественной организации «Ширак кентрон» Ваан Туманян в беседе с корреспондентом Panorama.am отметил, что на самом деле некоторые из детей, которые вернулись домой из школ-интернатов, находятся в тяжелом положении.
«Многие дети, которые посещали школы-интернаты, имеют связанные с семьями проблемы. Находясь на протяжении длительного времени в интернате, дети в интернате выросли, так скажем, словно в теплице, за них всегда всё делали, у них нет опыта самостоятельной организации жизни», – пояснил В. Туманян.
Он рассказал, общественная организация «Ширак кентрон» подарила квартиру со всеми удобствами одной из семей, 4 детей которой посещают школу-интернат, однако дети не могут организовать там жизнь. Отметим, что их мать умерла несколько лет назад.
«Например, мы установили там телевизор, нужно было всего лишь его подключить, но спустя неделю мы посетили эту семью, увидели, что этот телевизор так и не подключили. Кроме этого, меценаты передали средства этой семьей на коммунальные расходы до весны, однако, выяснилось, что средства были потрачены на другие цели, в связи с чем газ был отключен. Кроме этого, у детей неспокойная жизнь, поскольку отец привел в дом мачеху», – рассказал он.
По словам В. Туманяна, необходимо провести огромную работу прежде, чем дети вернутся из школ-интернатов в свои биологические семьи, чтобы они были готовы к новому ритму жизни.
«Бывают случаи, когда ребенок сегодня находится с отцом, завтра уже с матерью. Во многих случаях есть необходимость в усыновлении детей, однако вопрос не решается. Когда ребенка оставляют на произвол судьбы, он оказывается в уязвимом положении, и может случиться всё что угодно.
По этой причине следует осуществлять проверку, необходимо увидеть, как дети проявляют себя после школы-интерната, как ведут быт. Нужно провести определенное время рядом с ними, помогать им, чтобы они могли жить самостоятельно», – пояснил председатель общественной организации.
Пресс-секретарь министра труда и социальных вопросов РА Сона Мартиросян в беседе с корреспондентом Panorama.am сказала, если у семьи имеются социально-экономические проблемы, и по этой причине невозможно организовать уход за ребенком в семье, следует решить социально-экономическую проблему в этой семье и предоставить ребенку возможность вернуться в свою биологическую семью.
«Из-за бедности или других социальных проблем ребенок не должен жить не в семье. По этой причине мы изучили проблемы всех семей, и в зависимости от существующих в семьей проблем – предоставили определенную помощь. Например, некоторым из родителей подобных семей была предложена работа, некоторые из них отказались, другие же – устроились на работу, квартиры многих из семей были отремонтированы, в некоторых же случаях – предоставляется компенсация за аренду квартиры. Исходя из нужд семьи, детям предоставляются необходимые вещи: одежда, канцелярские товары, питание, но министерство не передает каким-либо семьям деньги лично в руки», – пояснил С. Мартиросян.
Она заверила, со всеми детьми, которые вернулись в свою биологическую семью, министерство продолжает осуществлять социальные работы.
На уточняющий вопрос, действительно ли все дети адаптировались к семейному образу жизни, С. Мартиросян ответила, если соцработники заметят какие-либо проблемы, сразу же сообщат об этом. «Пока подобных случаев не зафиксировано», – добавила она.
Что касается дальнейшей судьбы 43 воспитанников Гюмрийского дома-интерната №2 по уходу и защите детей имени Фритьофа Нансена, если их возвращение в семью продолжит оставаться рискованным, С. Мартиросян отметила, что в таком случае уход за детьми будет осуществляться в действующих детдомах.
Автор материала Наре Геворкян (оригинал материала – на армянском языке).