Геворк Костанян о деле Роберта Кочаряна: Правосудие нельзя оставлять на произвол судьбы
Меня, как юриста, честно говоря, удивляет привлечение родственников жертв и пострадавших во время поствыборных событий 1 марта 2008 года в качестве потерпевших по делу о свержении конституционного строя, заявил в эфире телепередачи «Интервью» на «5-м канале» (посредством видеосвязи) проживающий в РФ и преподающий в одном из российских вузов бывший генпрокурор Армении Геворк Костанян.
Он пояснил, что потерпевшим является лицо, которому вследствие преступления причинен непосредственный ущерб, иными словами между деянием и последствием должна быть непосредственная связь.
«Например, один выстрелил в другого, другой погиб, это прямая причинно-следственная связь. Когда эта связь опосредована, она не является прямой, то данное лицо не может быть субъектом преступления. Родственники жертв 1 марта могут выступать потерпевшими по уголовному делу, когда будут расследоваться эпизоды убийств, или кого-то обвинят в убийствах», – сказал Костанян.
Бывший генпрокурор подчеркнул, что ни одному из обвиняемых по делу – ни Роберту Кочаряну, ни Юрию Хачатурову, ни Сейрану Оганяну, ни Армену Геворкяну – не были предъявлены обвинения в убийстве или в любом акте, связанном с убийствами.
«Посему эти люди не могут быть потерпевшими. Пусть возьмут любой учебник по уголовному праву, на любом языке, в том числе и на армянском, – говорится об этом.
И если в каждой книге говорится об этом, а мы в действительности видим что-то иное, то я, честно говоря, не знаю, какую оценку давать этому», – отметил Костанян, выразив мнение, что привлечение родственников жертв по данному делу призвано обеспечить исключительно эмоциональный фон, поскольку этому нет никаких правовых, законодательных обоснований.
Следя за ходом судебного процесса, Костанян пришел к выводу, что применяемая в рамках данного дела практика содержания под стражей не имеет ничего общего с правом, поскольку Европейская конвенция дала очень исчерпывающие определения.
«В ходе всего этого судебного процесса для меня самым непозволительным и непонятным с правовой точки зрения было отклонение ходатайства о поручительстве двух президентов НКР. Говорю очень искренне. Два президента ходатайствуют об освобождении президента Кочаряна. Поведение обвиняемого – то есть то, что он не скроется, не избежит следствия – должно быть гарантировано людьми, репутация которых не подлежит обсуждению.
Если гарантии двух этих президентов недостаточно, то чью гарантию можно считать достаточной? Это привело меня к выводу, что институт освобождения лица под поручительство не был применен к президенту Кочаряну.
Теоретически допустим, что ходатайство представляет Папа Римский, будет ли это считаться достаточным или нет?» – сказал Костанян, выразив уверенность, что авторитет бывшего и уходящего президентов Арцаха не могут быть оспорены.
Костанян указал, что он не представляет какого-либо обоснования, которым могут отклонить ходатайство о замене ареста второго президента Армении Роберта Кочаряна под личное поручительство 4 бывших премьеров Армении и Арцаха.
Отметим, что с ходатайством о замене меры пресечения в отношении Р. Кочаряна под личное поручительство выступили бывшие премьер-министры Армении Вазген Манукян, Хосров Арутюнян и Карен Карапетян, а также бывший премьер-министр Арцаха Анушаван Даниелян.
Костанян отметил: если у председательствующей судьи есть бюллетень о нетрудоспособности, то рассмотрение данного ходатайства должно быть обеспечено как-то. «Правосудие нельзя оставлять на произвол судьбы. Здесь проблема не в судье, а в субъектах, которые должны были принять меры для передачи дела другому судье», – сказал он.
Костанян подчеркнул, что не только он, но и любой здравомыслящий человек, который 2 года следит за предварительным расследованием по этому делу, приедет к заключению или, по крайней мере, предположит, что убийства 1 марта либо не могут раскрыть, либо не хотят.