Севак Торосян: Этот судебный процесс касается не только дела Роберта Кочаряна и других, этот судебный процесс является рождением правового государства
Представляем интервью Panorama.am с французским адвокатом по международным финансово-политическим уголовным делам, адвокатом второго президента Армении Роберта Кочаряна – Севаком Торосяном.
– Г-н Торосян, вы являетесь членом Парижской коллегии адвокатов. Прошу также с этой точки зрения оценить тот факт, что судья Анна Данибекян повторно взяла отпуск в том случае, когда представлены и оставлены без рассмотрения ходатайства об изменении меры пресечения, когда Роберт Кочарян находится в группе риска в условиях пандемии коронавируса.
– Во-первых, сожалею, что в связи с пандемией коронавируса и отсутствием рейсов не могу присутствовать на заседании, назначенном на пятницу. Обратившись к вопросу, отмечу, что государство должно гарантировать продолжительность уголовного судопроизводства. Оставить на два месяца уголовное судопроизводство, конечно, является нарушением прав стороны защиты. Если судья покидает судопроизводство, даже по причине отпуска, то это преступление, касающееся судебного порядка. Поскольку сегодня мы переживаем опасные дни в связи с пандемией, и эта ответственность становится уголовной на основании международного уголовного права.
– Слово «разумный» употребляется в качестве юридического термина, который, однако, не имеет конкретного определения. Как на Ваш взгляд стоит требовать «разумные» сроки проведения судебного процесса, «разумный» процесс, если они определяются судьей?
– Термин «разумность» уже десятки лет определен со стороны международных судов, особенно – со стороны ЕСПЧ. В данный момент Республика Армения также должна определить данное понятие, уважая международные стандарты. Несомненно, международные стандарты не обязывают страны к определенным срокам, к примеру, два месяца или четыре, оставив свободу выбора в этом вопросе. В этом смысле 2-месячный отпуск судьи является просто бессмысленным. Это трактуется со стороны международных судов в качестве нарушения прав подзащитного.
– Сколько на данный момент уже насчитывается нарушений по данному делу? Несколько месяцев назад Вы сообщили о 30 нарушениях, изменилась ли данная цифра? Какие из нарушений, на Ваш взгляд, являются наиболее вопиющими?
– Нарушения продолжаются и по сей день, список дополняется. Наибольшую обеспокоенность вызывают нарушения, связанные с принципом независимости судей, и поскольку самые крупные нарушения не были устранены, тот же путь продолжается и сегодня.
Напомню, что почти два года назад исполнительная власть приказала судье избрать в отношении Роберта Кочаряна меру пресечения в виде ареста: «хочет этого судья или нет». В Европе за этим последовали бы отставки, однако, в Армении процесс этих основных нарушений продолжился, премьер-министр лично приказал блокировать входы в здания судов.
Против судьи Давида Григоряна, который вынес решение о приостановлении производства по делу Роберта Кочаряна и направил его в Конституционный суд РА, возбуждено уголовное дело и произведен обыск в его кабинете. В ходе судебного заседания судья Армен Даниелян не предоставил слово стороне защиты.
И сегодня в условиях пандемии в мире, когда главы государств освобождают тысячи заключенных, исходя из обеспокоенности об их состоянии здоровья, судьи в Армении игнорируют эту опасную ситуацию. Вопреки тому, что у Роберта Кочаряна имеются проблемы со здоровьем, а также, что он входит в возрастную группу риска – старше 60 лет, он, тем не менее, находится под арестом. А предварительное заключение связано с презумпцией невиновности: хотим мы этого или нет. предварительное заключение не нужно путать и идентифицировать с наказанием.
Республика Армения сегодня провалила организацию справедливого судебного разбирательства, и должна принять это.
– В одном из интервью Вы отметили, что страна должна найти в себе силы, чтобы сказать «стоп» нарушениям. Наблюдаете ли Вы сейчас волю к этому у властей?
– Чувствуется, что не все находящиеся у власти люди согласны с подходами премьер-министра РА, и бесконечное продолжение этих нарушений вызывает большую обеспокоенность. Пробуждение должно начаться с судей. Судьи должны стать независимыми, то есть, не быть подверженным коррупции. В случае с судьей коррупция не значит получение взятки, значит – вынести несправедливое решение, будучи зная, что оно является несправедливым. Независимость судей – значит быть независимым от политических властей. Судьи должны одержать победу в этой войне.
– Вы являетесь также членом Палаты адвокатов Франции, насколько мне известно, о ходе судопроизводства периодически информируете государственные и другие органы Франции. Имеются ли другие отклики, помимо ответного письма президента Франции Эммануэля Макрона?
– В столь тяжелые дни в связи с пандемией коронавируса у государств имеются другие заботы. По предложению ООН должны были быть освобождены осужденные старше 60 лет, особенно, когда их состояние здоровья тяжелое. Уже отмечал, если что-либо случиться с Робертом Кочаряном из-за пандемии, я готов обратиться в Международный уголовный суд на основании покушения на убийство, выступить против премьер-министра, министра юстиции и судьи.
– В армянском сегменте соцсетей, а также в зале суда, часто звучат угрозы, ругательства, оскорбления в адрес адвокатов Роберта Кочаряна. Чем обусловлено подобное поведение, на Ваш взгляд. В качестве проработавшего в различных странах адвоката, скажите, это распространенная практика?
– В мире существуют государства двух типов: страны, которые исторически поняли, приняли и уважают необходимость адвокатов, и страны, которые принимают Палаты адвокатов только за то, что международные конвенции обязывают их это делать. Это страны, которые до сих пор не поняли важность адвокатов, где адвокат и обвиняемый идентифицируются, адвокат становится врагом исполнительной власти.
В ряде таких стран – Турция, Азербайджан и, к сожалению, Армения, сегодняшняя Армения. Закон в европейских странах обязывает уважать дело адвокатов, а в недоразвитых странах государство формирует атмосферу ненависти в отношении адвокатов.
Этот судебный процесс касается не только дела Роберта Кочаряна и других, этот судебный процесс является рождением правового государства. Либо Республике Армения удастся, и она окажется в списке правовых государств мира, либо не удастся и РА останется в списке недоразвитых стран.