Выборы в ООН и «паутина» многосторонних форматов, которую плетут соседи Турции
17 июня пройдут выборы сразу в несколько органов Организации Объединенных Наций (ООН). Председатель 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Тиджани Мухаммад-Банде накануне заявил, что будут проведены выборы членов Совета безопасности ООН, Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), а также председателя 75-й сессии ГА Организации. Об этом в комментарии для Panorama.am написала политолог Анна Мкртчян (оригинал материала – на армянском языке).
Учитывая пандемию коронавируса, выборы состоятся одновременно – 17 июня, и послы 193 государств-членов ООН в назначенное для них время в зале Генеральной Ассамблеи ООН должны тайным голосованием сделать свой выбор.
Особого внимания здесь заслуживают выборы председателя 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Председатель Генеральной Ассамблеи избирается на основе принципа ротации между 5 региональными группами. Это следующие группы: государства Африки; государства Азии и Тихого океана; государства Восточной Европы; государства Латинской Америки и Карибского бассейна; а также государства Западной Европы и другие государства.
В 2020-2021 годах, на период 75-й сессии, Генеральная Ассамблея изберет председателя от группы государства Западной Европы и другие государства, куда входит также Турция. Единственная согласованная в группе и выдвинутая кандидатура – турецкого дипломата, политического деятеля Волкана Бозкыра.
Его кандидатура была заранее представлена всем государствам-членам ООН для единогласного утверждения, однако ряд стран потребовали провести голосование. Дипломатические источники отмечают, что этими странами являются Армения, Греция и Кипр.
И вот «благодаря» Армении, Греции и Кипру, вместо единогласного одобрения, имя Бозкыра будет в бюллетене для голосования на выборах 17 июня.
Впервые представитель Турции займет эту в основном протокольную должность в ООН – сроком на 1 год, мандат которого начнется в сентябре.
Хотя выдвижение одного кандидата региональной группой не является чем-то необычным, однако в данном случае примечательным является то, что представитель Турции получил консенсусную поддержку в группе «Государства Западной Европы и другие государства» в период, когда отношения Европы с Турцией довольно напряжены: в условиях проведенной Анкарой военной операции в Сирии, ее агрессивной политики в Ливии и Средиземном море, когда страны-члены ЕС вводят санкции против турецких чиновников.
Агрессивная политика Турции вывела против нее дальних и ближних соседей, которые объединяют усилия, чтобы обуздать несбалансированную внешнюю политику Эрдогана. В данном контексте примечательна паутина в трехстороннем, четырехстороннем … форматах, которую плетут соседи Турции.
Хотя формально они не имеют антитурецкой направленности, но, тем не менее, важной частью своей мисси считают восстановление баланса сил в регионе и нарушенного Турцией многостороннего сотрудничества.
Среди таких форматов – форматы Армения-Греция-Кипр, Кипр-Израиль-Греция, Египет-Кипр-Греция и объявленный на днях формат Греция-Кипр-Египет-ОАЭ-Франция.
Несмотря на церемониальный характер должности председателя Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, это является определенным авторитетом для страны. Возможно, страны группы Западной Европы пытаются таким образом сыграть на тщеславии турецких властей, ожидая некоторых других договоренностей.
Фактом является и то, что в результате бесславной политики Турции «ноль проблем с соседями» осталось очень мало соседей, которые готовы позволить Турции с легкостью получить даже этот символический «трофей».