Уволенный из Росстата демограф рассказал о том, какой статистике верить
Федеральная служба государственной статистики Росстат уволила с поста советника демографа Алексея Ракшу. Причем, как он сам считает, не по своей воле.
В мае 2020 года Ракша рассказал The New York Times, что в Москве 70% смертельных случаев заболевания COVID-19 не попадают в статистику. Он заявил, что так происходит, поскольку причиной смерти называют не коронавирусную инфекцию, а основную болезнь пациента и осложнения.
Корреспондент Настоящего Времени расспросил Алексея Ракшу не только об увольнении, но и о ситуации, которая происходит сейчас со статистикой по коронавирусу в России.
– Статистика не бьется с официальной, в итоге Евросоюз не пускает россиян в свои пределы, и хочется понять: а будет совпадать одно с другим? И насколько сейчас не совпадает?
– Давайте для начала проговорим тот факт, что претензии были не к статистике Росстата – претензии были к статистике Роспотребнадзора и сайта стопкоронавирус.рф.
– Сайт стопкоронавирус.рф, где мы все черпаем официальную информацию, – он называется "Коммуникационный центр правительства". Это не росстатовский сайт – это сайт Роспотребнадзора?
– Да, никакого отношения к Росстату он не имеет. И Росстат позже опубликовал совершенно другие данные, которые сейчас доступны [на их сайте]. И они намного ближе к истине, кроме Кавказа, где регистрация в принципе нарушена.
– Нарушена, потому что люди с опозданием приходят за свидетельствами о смерти?
– С небольшим запозданием. Они всегда ходили с запозданием, но сейчас они туда приходят либо с большим запозданием, либо не приходят вообще, и мы не знаем, когда они туда придут и придут ли вообще туда все, кому положено.
– "Левада" опубликовал отчет о том, что врачи не доверяют официальной статистике – примерно 60% врачей по крайней мере – о смертности. Они видят, что происходит в больницах. Кому верить в этой ситуации? Где цифры более-менее правильные, какие более-менее верные?
– Из всего того, что было опубликовано, во-первых, мы видим неплохую статистику Депздрава Москвы. Она, конечно, неполная, но она гораздо ближе к истине, чем то, что появляется на сайте стопкоронавирус.рф. Статистика Росстата, которая была опубликована за апрель, она тоже достаточно полная – она гораздо полнее, чем то, что было на сайте стопкоронавирус.рф. Данные об общей смертности необходимо, конечно, тоже анализировать. И, как правило, большинство дополнительно умерших людей по сравнению с прошлыми годами за этот же период тоже, скорее всего, является результатом именно коронавирусной инфекции. Вот за этими данными нужно следить.
– А можно ли манипулировать этими данными, например манипулируя количествами тестов?
– Конечно. Сам показатель заболеваемости очень сильно зависит от количества тестов. В последние две недели мы видим, что взят курс на постепенное сокращение числа тестов, но пока что их число сократилось очень незначительно – примерно на 5–7%, но до этого шел тренд на постоянный рост тестов. А примерно с середины июня – с 10–12-го числа – число тестов потихонечку сокращается.
– Росстат пытается показать то, что есть. Из того, что вы написали в момент, когда вас увольняли, создалось впечатление, что происходит некое давление. Это так или нет, если можете об этом говорить? Если да, то с чьей стороны?
– Для меня очевидно, что, конечно же, это идея не Росстата – это идея свыше. Никому это не выгодно, никому это не интересно: ни мне, ни Росстату. И у нас всех из-за этого стало хуже.
Материал полностью - по ссылке.