Эксперт по вопросам образования: Решения принимаются за закрытыми дверями
В последние месяцы обсуждаются ожидаемые в сфере образования изменения. Из обсуждений в основном становится ясно, что о предлагаемых изменениях не знают также те люди, которые должны были быть заранее проинформированы об этом, именно они должны были участвовать в работах по составлению этих изменений.
«Любое изменение в общеобразовательной программе – в любом классе, по любому предмету, должно обсуждаться с соответствующими специалистами, экспертами, затем только перейти на стадию тестирования на протяжении минимум 2-3 лет, и только после этого отредактировать и применить по указу уполномоченного органа – министерства образования, науки, культуры и спорта РА», – заявил в беседе с корреспондентом Panorama.am эксперт по вопросам образования Атом Мхитарян.
Он отметил, что в последний период в общеобразовательной сфере происходит мало изменений, о всех изменениях профессиональное сообщество узнает, по сути, после вступлениях их в силу.
«Получается, что принимаются решения за закрытыми дверями, навязываются тем, кому применять эти решения, кто вовсе не участвовал при принятии данных решений. По сути, наши многочисленные призывы, что необходимо хотя бы организовать обсуждения с участием специалистов, литературоведов, спросить мнение у Национальной академии наук, Ереванского государственного университета, но они были проигнорированы, решения принимаются хаотичным образом – проснулись, решили что-то и начали применять.
Так нельзя поступать с образованием, поскольку любое изменение окажет существенное влияние на воспитание поколений, уровень их образования, что, в свою очередь, в дальнейшем окажет существенное воздействие на экономику страны. В сфере образования мы не передаем только знания, осуществляется процесс воспитания, а сегодняшние наши воспитанные ученики – это завтрашние наши граждане, которые будут принимать решения также на уровне государственного аппарата, международных отношений. Разве можно одним росчерком пера вносить изменения, потом только обдумывать правильно принятого решения?».
По словам специалиста по вопросам образования, профессиональное сообщество должно заявить о тех проблемах, которые замечает.
«Уполномоченный орган не создает подобные механизмы, нет ни одного консультативного органа, экспертной группы, мнение которой должно быть доступно. Каждый эксперт выражает своё мнение отдельно. Что же выходит, мнения против или за могут выражаться и в этой хаотичной ситуации можно продвинуть любое решение из-за отсутствия определенных механизмов», – отметил А. Мхитарян.
Он отметил, что следует сформировать экспертные комиссии, провести общественные обсуждения, обязательно включив в работу преподавателей и родителей.
«Будут выражены частные мнения, но следует решить проблему на системном уровне, а механизмы для этого должны быть разработаны государством», – отметил А. Мхитарян.
Сейчас, ознакомившись с новыми стандартами различных школьных предметов, специалисты выражают своё мнение, пытаясь хотя бы таким образом сделать свой голос слышимым. Предметом для бурных обсуждений стали новые стандарты по предмету «Литература».
Директор Института языка им. Р.Ачаряна НАН РА, доцент ВАК и профессор ГГУ Виктор Катвалян выразил своё мнение в связи с этим на своей странице в соцсети Facebook: «Призываю министерство образования, науки, культуры и спорта Армении прекратить публичное обсуждение стандартов по армянскому языку и литературе, и программ, и отклонить проект, принимая во внимание вопиющие лингвистические ошибки изложения и нелогичные формулировки, профессиональные и содержательные упущения и неполноценность, несоответствие представлений касательно организации образовательного дела национальным и государственным целям и интересам, сложившейся геополитической обстановке».
В свою очередь филолог Серж Срапионян на своей странице в соцсети Facebook сделал запись, заранее отметив, что не любит выражать мысли в соцсетях, но в этот раз нарушает свой принцип.
Он отметил, что в прошлом параллельно школьники изучали также русскую литературу. «В программе нет даже краткого упоминания о существовании такой литературы. О том, какой общечеловеческой ценностью является русская литература, свидетельствуют как наши, так и другие. Туманян этому свидетель. Не хочу даже говорить о том, какую роль сыграла русская литература в деле формирования и развития новой армянской литературы. Свидетелем вновь является Туманян. Что произошло с западноармянской литературой после Геноцида, также не важно. Она просто исчезла».