Роберт Кочарян: ВС Армении впервые пресекли желание Азербайджана улучшить свои позиции
Второй президент Армении Роберт Кочарян в эксклюзивном интервью телекомпаниям «5-ый канал», «Второй телеканал Армении» и «Еркир Медиа» 29 июля коснулся ситуации на границе, отметив, что Азербайджан попытался улучшить позиции на этом участке границы.
«Армянские ВС не только пресекли эти попытки, но и нанеся достойный контрудар, сами улучшили свои позиции. Именно это произошло на этом участке границы. Считаю, что наши ВС отреагировали грамотно, своевременно, оперативно и адекватно. После этого Азербайджан, пытаясь вернуть прежнюю ситуацию, начал бомбить армянские села, используя и артиллерию, и БПЛА. И по сути, этот локальный бой превратился в более масштабные боевые действия. Таково очень краткое описание того, что произошло.
Теперь, почему реакция Азербайджана на этот локальный инцидент была, скажем так, столь болезненной? Знаете, мы должны рассматривать все это в 2-годичном отрезке: что происходило на границе, на линии соприкосновения? По сути, мы впервые пресекли желание Азербайджана улучшить свои позиции. А позиционное преимущество чрезвычайно важно. Вообще, военные должны считать, что у этого конфликта нет решения. Он будет длиться очень и очень долго, и если у тебя удобная позиция, речь о боевой позиции, то долгие годы у тебя меньше головной боли, и наоборот – для противоположной стороны. Посему чрезмерно важно на передовой всегда думать об улучшении и укреплении позиций, чего мы, к сожалению, не делали на протяжении последних 2 лет.
Они беспрепятственно улучшали свои позиции и укрепляли имеющиеся боевые позиции. И, по всей вероятности, они привыкли, что так и должно быть. И когда это пресекли, произошло обратное, то, бомбя мирное население, они пытались оказать давление на Армению – по одной простой причине: вернуть то, ради чего все это и началось, ради улучшения позиций», – отметил Роберт Кочарян.
По словам Кочаряна, перед армией всегда ставилась задача максимально улучшить позиции, и существенные укрепления позиций начались как раз в годы его президентства.
«Каждый год я посещал передовую, в основном это был отрезок Карабаха, и мы составляли годовую программу работ, которые должны были быть осуществлены на передовой. Ежегодно мы вкладывали серьезные средства для улучшения позиций, строя второй оборонительный эшелон, строя третий. Это ежедневная работа, и так и должно быть. И командование армии знало: если есть возможность улучшить и укрепить позиции в любом отрезке, то они, не спрашивая, обязаны сделать это, это их священная обязанность. Подход был таким.
Попытаюсь также связать эти события на границе с проводимой нами политикой. Первый вывод, наверное, таков: оказалось, что президент Азербайджана не так конструктивен, Азербайджан не так миролюбив, а народ Азербайджана не так уж готов к миру.
А чем «кормили» нашу общественность, особенно после Душанбе? Тем, что у нас очень конструктивно настроенный противник, с которым мы ведем переговоры, и если он вдруг не пойдет по пути мирного урегулирования проблемы, то мы обратимся к народу Азербайджана. И что теперь осталось от этого подхода последних 2 лет? Вот вы скажите мне, осталось что-то или нет?
Даже во время войны, в 91-94 годах, между армянами и азербайджанцами никогда не было таких столкновений в Москве и США. Теперь нужно констатировать 2 чрезвычайно важных факта: сегодня в Азербайджане к реваншу стремится не только правительство, но и народ. Если эти два обстоятельства объединить, то вероятность возобновления войны очень велика. И мы должны понять, что формулы обращения к народу и связывания надежд на конструктивность руководства Азербайджана больше нет. И наше правительство должно признать сегодня, что эти 2 года проводило по данному вопросу неправильную политику. И должно признать, что в плане возобновления войны ситуация сейчас более опасная, чем два года назад», – указал Кочарян.