Почему Пашинян поздравил Лукашенко наряду с Алиевым и Эрдоганом? Статья Сергея Маркедонова
В статье для telegram-канала Bunin & Co Центра политических технологий доцент кафедры регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов коснулся поздравления премьером Армении Николом Пашиняном Александра Лукашенко с победой на выборах президента Беларуси.
Статью публикуем ниже:
«Политический кризис в Белоруссии после завершившихся там президентских выборов стал без всякого преувеличения одним из центральных событий не только на пространстве бывшего Советского Союза, но и международной повестки дня. По справедливому замечанию известного российского журналиста Сергея Строканя, интерпретация итогов президентских выборов в Белоруссии «разделила мировое сообщество на два лагеря. Это позволяет предположить, как будут строиться отношения Минска с внешним миром после драматичных событий 9 августа, попутно определяя то, в какой системе координат находится отреагировавшая на его переизбрание та или иная страна».
Перечисляя руководителей государств и правительств, поздравивших Александра Лукашенко с победой, лишний раз удостоверяешься с правильности формулы о «странных сближениях». Среди тех, кто поспешил выразить свою поддержку белорусскому «Батьке», такие политики, как Реджеп Тайип Эрдоган, Ильхам Алиев и Никол Пашинян. Ни в какой другой конфигурации эти три имени, скорее всего, не появились бы вместе. Особенно после недавней военной эскалации на армяно-азербайджанской границе, в ходе которой турецкое руководство полностью солидаризировалось с позицией Баку.
Но появление имен Эрдогана и Алиева в списке тех, кто солидаризировался с Лукашенко, особенно не удивляет. Оба лидера не склонны к сентиментальности, когда речь идет о личной власти, а оппозиционеры в двух странах знают, что политическое руководство и в Анкаре, и в Баку готово проявить жесткость в случае нарастания массовой протестной активности. Но Пашинян – пример иного рода. Он сам вырос, как политик на протестах, получив власть в ходе «бархатной революции». В чем же причина его благожелательности в отношении к Лукашенко, что уже дало повод для его критики в Ереване? Тем паче, что в свое время эти политики входили в жесткий клинч из-за поставок белорусского вооружения в Баку.
Думается ответ лежит на поверхности. В российских СМИ в течение двух лет Пашинян нередко представлялся, как прозападный идеалист. Но он доказал, что на деле привержен не неким абстрактным схемам, а прагматике. Это касается и отношений с Москвой. Пашинян, начинавший с критики евразийских интеграционных проектов, доказал, что не будет пересматривать основы стратегического союза между его страной и Россией. В то же время еще весной на подъеме коронавирусной пандемии Пашинян и Лукашенко обозначили такой совместный приоритет, как снижение «завышенного уровня цен на природный газ». Понятно, что экономические издержки от эпидемии заставляют более тщательно относиться к таким вопросам. И для армянского лидера поддержка внутри ЕАЭС крайне важна. Интересы определяют внешнеполитические подходы. В этом контексте можно вспомнить и прекрасные личные отношения «последнего диктатора Европы» со смотрителем «маяка демократии», грузинским президентом Михаила Саакашвили. То же касается таких «дуэтов», как Саакашвили-Алиев или Саакашвили-Назарбаев, Лукашенко-Зеленский. Политики очень разного стиля в том, что касается международных дел, предпочитают ценностям прагматику».