Реформаторы так и не удосужились объяснить, кого они собираются в итоге воспитать
Интервью члена центрального органа АРФ «Дашнакцутюн», политолога, публициста и литературного переводчика, кандидата филологических наук Лилит Галстян газете «Голос Армении».
«Главная цель предлагаемой нам реформы образования - воспитать из нас импотентов-космополитов», – считает член центрального органа АРФ «Дашнакцутюн», политолог, публицист и литературный переводчик, кандидат филологических наук Лилит Галстян.
– «Дашнакцутюн» обнаружила «турецкий след» в нынешней реформе образования, и это из серии «очевидное – невероятное». Насколько это серьезно?
– Уже давно Евросоюз и другие крупные игроки в регионе направили вектор в сторону армяно-турецкого, даже не урегулирования, а примирения. Отсюда эта ложная, пораженческая пропаганда мира, отсюда образ белого и пушистого Алиева, все эти украшения из гильз, чаепития в Шуши и весь прочий политический идиотизм. Вот где «опиум для народа», и это в то время, когда наши дети каждую секунду находятся под снайперским прицелом, что доказали недавние события в Тавуше! В условиях именно этого дискурса давно уже готовятся программы нашего и азербайджано-турецкого «братания». У этих программ в Армении много реализаторов, среди которых очень активны все эти соросовцы. А «Дашнакцутюн» выяснила, что в рамках запущенной с 2016 года программы было создано и в 2019 году издано методическое пособие по преподаванию в Армении и Турции альтернативных вариантов истории. Я не хочу отвергать сам принцип диалога, и можно было бы сказать «ладно, Евросоюз реализует программу, а мы в рамках нее должны защищать свои интересы».
Но речь идет о грубой интервенции во все, что есть нашей сутью, нашей самостью. Поскольку выясняется, что Армения - это часть Анатолии, обнаруживаются искаженные топонимы, оказывается, что на одной чаше весов и жертвы, и убийцы и мы незаслуженно создали из турок образ врага. Все это топчет наше достоинство, наше требование признания Геноцида, наш образовательный и научный суверенитет. И невозможно допустить, чтобы люди поддались этому соблазну по незнанию. Потому что Лилит Мкртчян, которой доверено составить весь блок обществознания (речь идет не только об истории, но еще о 22 предметах), и двое из пяти членов соответствующей комиссии - выходцы из этого, уже многолетнего «братства». Вот где собака зарыта!
Слава богу, наши академические круги возмутились все как один - чему я несказанно рада. Институты АН истории, литературы, языка, все соответствующие вузовские кафедры камня на камне не оставили от этих «концепций». Именно они первыми сказали: стоп, ребята! Вы легко перечерчиваете 2500 лет нашей истории, и это концептуальные политические подходы, уничтожающие нашу самость. Выходит, мы служим той идее, что тюрки вовсе не были кочевниками, что наравне с нами они выходцы из урартской культуры? Еще каким-то чудодейственным образом из новой методички куда-то исчезли наша национально-освободительная борьба, добровольческое движение начала прошлого века. И даже две страницы учебника истории, посвященные героям Апрельской войны, заслуживают исключительно порицания. Под этим пособием подписались 7 турок и 6 армян. Разве это не свидетельство турецкого следа?
– Так или иначе, при всех многочисленных разговорах о критериях образовательной системы реформаторы так и не удосужились четко объяснить, кого они собираются в итоге воспитать.
– Во-первых, я бы не стала использовать слово «реформа», потому что говорить о ней просто смешно. Речь идет всего лишь о государственных критериях в системе образования и вытекающей отсюда выборки школьных предметов. Оставим 8 групп предметов, из которых состоит вся система, и остановимся на арменоведческом блоке. А это армянский язык и армянская литература - которая чем-то им не угодила, так что скажем «литература всемирная» – история и другие общественные науки. По сути, это те предметы, вокруг которых должна формироваться национальная школа любого этноса. И, когда ты всерьез изучаешь «новые критерии», просто невозможно не заметить, что они полностью направлены на изъятие, уничтожение национальной составляющей нашей образовательной системы. А ведь эти критерии должны ставить своей основной целью формирование гражданина Армении и армянского социума! Но, когда ты читаешь бумагу, где ни разу не упоминается «национальная школа», «национальная самобытность», «национальное самосознание», «патриотизм», вывод однозначен.
– Но ведь адепты утверждают, что это ложная повестка, что количество часов родного языка и истории увеличивается, а в том, что школьник будет знать не только Нарекаци, но и Данте, нет ничего плохого…
– Давай зафиксируем ряд ложных постулатов, поскольку общественность слишком часто вводят в заблуждение. Правительство вот уже два года «осуществляет управление» в системе образования, не имея программы развития сферы. А любая сфера - это цель и программа реализации, то есть стратегия. У этих нет такой повестки. К тому же 4-я статья Закона РА «Об образовании» в императивном порядке требует долгосрочной программы, которая должна быть утверждена Национальным Собранием. То есть обрести статус закона. Вот ничего этого нет, и вдруг «реформаторы» ввинчиваются в середину действа и кидаются устанавливать критерии, суть которых направлена против нашей национальной школы. С тем, что у этой власти просто аллергия на все национальное, мы сталкиваемся не впервой.
Борьба со всем национальным – это их системная, ценностная, этическая и политическая цель. Вспомним крестовый поход против Церкви, все эти конвенции... Я отнесу к этому блоку и оптимизацию Министерства культуры - в последние два года говорить о культурной Армении просто невозможно. Все, что я ранее говорила об образовании, касается и культуры - закон требует трехлетних или пятилетних программ развития, которые должны утверждаться НС. Но их опять же нет, а есть только сплошной «звон и пустозвон». А ведь именно культура питает нашу самость. Это наша самая конкурентоспособная сфера, то знамя, под которым мы способны вести международный диалог. И все это делается абсолютно сознательно, поскольку в этой власти есть люди, конкретные наймиты, которым дано конкретное задание: экспорт «новых ценностей», бездуховность и лишение государства национального базиса. Их цель - воспитать из нас импотентов-космополитов. А в широком геополитическом контексте это уничтожение нашей национальной составляющей.
– Академические, научные и все прочие круги возмущаются, и это прекрасно. А вот Пашинян успел выступить на эту тему, наговорил всяких красивостей про стратегию и широкое обсуждение, но закончил-то на уровне «нравится не нравится – спи, моя красавица»…
– Знаешь, в чем он был в кои-то веки честен? Он практически признал, что это не реформа образования, а реформа корневых ценностей. Кто спорит, что образование – это непрерывный процесс, действительно нуждающийся в постоянных реформах, чтобы быть адекватным требованиям времени? Но что мы на этом пути имеем, кроме дебильно-самодовольного взгляда министра? Это же их основная болезнь – «все что мы делаем, правильно – и точка!» Почему бы, прежде чем шлепнуть эти «критерии» в лицо обществу, не сказать: эй, ребята, академическое сообщество, выдайте нам обоснованный научный продукт! Ведь специалисты были просто исключены из данного процесса – никто даже не сообщил им, что существующие критерии будут подвергнуты ревизии. То есть власть продолжает свою политику полного неприятия общественного диалога – мы тот лом, против которого нет приема! А по очень большому счету все это покушение на национальные ценности и нашу самоидентификацию, стремление сделать из нас манкуртов преследует одну цель - подготовить нас «к миру», к решению арцахского вопроса не на наших условиях.
– И тут на сцену вылезает первый апологет такого мира, рептилоид Левон Тер-Петросян, который решил внести свои пять копеек в школьную реформу…
– Каждый раз, когда он видит, что новая власть - его духовные сыны сели в очередную лужу, он вылезает из своей пещеры. То, что он ненавидит «Дашнакцутюн», это не новость. Но то, что он мог опуститься до разговора в формате «сплетни в беседке», что в голове государственного деятеля Ай Дат вдруг обретает негативный образ!.. Ничтожество, неужели у тебя нет сознания, что Ай Дат реализовал и продолжает реализовывать всю идею нашей государственности?! Ай Дат – это флагман нашей внешней политики, и Арцахское движение – одно из его проявлений. И снова становится понятно, что ничто не случайно.
Сегодня к власти пришла реинкарнация Левона Тер-Петросяна и его системы ценностей, в которой национальная идеология провозглашена ложной категорией. Когда Никол Пашинян в первые же дни объявил, что у них нет "измов", видимо, ему не хватило храбрости признаться, что они просто антинациональны. И, когда анализируешь их поведение, убеждаешься, что они - политическая сила, выполняющая конкретный заказ. И заказ этот - разгром в Армении всех институций, государственных и национальных. Теперь вот настал час институциональной памяти.
– Какая-то часть общества и, в частности специалисты, ломают копья в стремлении остановить этот процесс, но диалог не наступает. И что дальше?
– Это вовсе не образовательная, а глубоко политическая тема - именно поэтому бронтозавр Левон Тер-Петросян и выполз из пещеры, в этом я абсолютно убеждена. Нет большей политики, чем образование. Образование и культура делают государство государством. Я не думаю, что научное, академическое, и не только, сообщество должно мириться с создавшейся ситуацией, с этим стремлением любой ценой протащить «реформу». Невозможно поверить в то, что наше общество настолько зомбировано. Тем более что все научное сообщество, все политические силы в случае с «реформой» едины во мнении. Эта власть открестилась от всех ценностей, которые сама же провозглашала, предала собственные идеалы - где защитники окружающей среды, где движение против иноязычных школ, одним из активистов которого был Араик Арутюнян? И я думаю, что невозможно осуществить эту образовательную реформу силами полицейских подразделений, которым приказано «всех сгибать». Наше общество понемногу начинает просыпаться, это уже очевидно.