«Тет-а-тет»: о чем говорили Путин и Лукашенко в Сочи?
Спустя шесть телефонных разговоров в декабре, один визит главы белорусского МИД в Россию и российского премьера - в Беларусь, а также многочисленные акции протеста Александр Лукашенко наконец-то прилетел в Россию, чтобы встретиться с Владимиром Путиным лично. Причем тет-а-тет. Об этом говорится в материале ВВС.
Заявления на камеру были сделаны короткие, но даже по ним можно судить о том, что обсуждали сегодня в Сочи российский и белорусский лидеры. Путин повторил, что рассматривает Беларусь как ближайшего союзника, при этом белорусы должны сами, без подсказок извне, разобраться в сложившейся в стране ситуации. Дополнительно Путин поддержал предложение начать работу над новой конституцией Беларуси и сделал Лукашенко очень щедрый подарок.
"В Сочи завершились переговоры президентов Путина и Лукашенко. Они фактически сидели вдвоем и вели беседу на протяжении почти четырех часов. Общение было с глазу на глаз", - заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Он подчеркнул, что Кремль считает Лукашенко легитимным президентом. На вопрос о том, обсуждались ли силовые методы при разгоне митингующих в Беларуси, Песков ответил, что это не вопрос двусторонних отношений.
Более того, по словам Пескова, резерв сотрудников российских силовых структур у границы с Беларусью будет снят. "Важным результатом переговоров двух президентов в Сочи стала договоренность о том, что Россия снимает резерв правоохранительных органов и национальной гвардии, который был сосредоточен вблизи российско-белорусской границы и выводит людей в места постоянной дислокации", - отметил он.
Путин заявил, что Россия предоставит Беларуси кредит в 1,5 млрд долларов - прорабатывать технические вопросы этого мероприятия поручено министрам финансов.
Белорусский политолог Валерий Карбалевич напоминает, что это деньги на реструктуризацию предыдущего долга: "Беларусь задолжала России денег. И Минску снова дают кредит, чтобы он смог вернуть старые долги. Это регулярная практика, которая имела место все предыдущие годы: Беларусь получала полтора-два миллиарда кредитов каждый год - большая их часть уходила на реструктуризацию. Но последние полтора года Россия прекратила давать кредиты и вообще прекратила экономические дотации, поскольку Беларусь отказалась идти по пути углубления интеграции с Россией. Но теперь протесты на улицах Минска вынудили Москву снова начать выдавать дотации своему союзнику. И эти деньги Лукашенко очень нужны".
"Это, если можно так сказать, сенсация. Неожиданно щедрый подарок, потому что даже Лукашенко рассчитывал всего на миллиард долларов. Это широкий жест Путина: вдобавок к вербальной поддержке белорусского правителя российский лидер решил поддержать его и материально. Но это и козырь для Лукашенко, который сейчас может сказать своей вертикали, своим силовикам: "Москва серьезно за нас вписалась, Москва подбросила нам денег, значит, не пропадем, продержимся этот трудный период", - считает белорусский политолог Александр Класковский.
Правда, говорит эксперт, неизвестно, что взамен мог пообещать Александр Лукашенко - разговор об этом, вероятно, велся во время закрытой части встречи.
И хотя многие эксперты обратили внимание на этот шаг Путина, не все согласны с тем, что выделение кредита значительно укрепит позиции Александра Лукашенко в Беларуси в разгар серьезного внутриполитического кризиса.
"Идет та же самая схема игры Путина и Лукашенко, которая продолжается 20 лет, с постоянными конфликтами и примирениями. Из Москвы - деньги, из Беларуси - военно-политическое сотрудничество", - считает эксперт Юрий Чаусов.
Чаусов напоминает, что в следующем году заканчивается срок соглашения об аренде Россией двух военных объектов в Беларуси: это радиоузел системы предупреждения о ракетном нападении в Ганцевичах и радиостанция Вилейка - зональный пункт связи ВМФ России. Обсуждать условия дальнейшего пребывания российских военных на этих объектах начали еще до выборов.
"Это достаточно чувствительный вопрос в двусторонних отношениях: 25 лет назад Ельцин с Лукашенко договорились списать достаточно существенные на тот момент долги Беларуси в обмен на 25-летний срок бесплатной аренды этих объектов. И я склонен считать, что этот вопрос был именно тем предложением, которое Лукашенко преподнес Путину в качестве ответа на вопрос - что же Россия получит взамен этой экономической и политической поддержке", - говорит Чаусов.
Александр Класковский считает, что в обмен на оказанную поддержку Лукашенко мог пообещать предпринять какие-то шаги, направленные на углубление интеграции, но вряд ли, если такой вопрос действительно обсуждался, Лукашенко решится сказать об этом публично: многие противники Лукашенко считают это сдачей суверенитета, а значит, подобные заявления могут усилить протестные настроения в Беларуси.
Валерий Карбалевич считает, что Лукашенко действительно мог пообещать углубление интеграции: "Но обещания Лукашенко мало что стоят. И я думаю, что Путин это хорошо понимает".
Материал полностью - по ссылке.