Тот еще шутник: Евгению Петросяну – 75
Сегодня свой 75-й день рождения празднует Евгений Ваганович Петросян – советский и российский конферансье, юморист, телеведущий, который сам стал синонимом шуток для своих поклонников и противников.
«Его фамилия стала именем нарицательным. Он – автор восьми книг, отец, дед и даже уже прадед. Автор бессчетного количества эстрадных номеров и программ, человек, не покидающий эфира – нередко его можно увидеть на нескольких каналах одновременно.
Любимец старшего поколения, при этом прекрасно известный молодым, и автор, и герой сотен мемов. И, бесспорно, явление, прочно вошедшее в масс-культуру и ХХ и ХХI веков. Человек, сделавший из себя бренд, чьи ужимки и гримасы стали фирменными, а шутки ушли в народ, не боящийся скандалов и вызывающий массу споров и пересудов», – пишет РИА Новости.
В последние годы Евгений Петросян попадает в новости не из-за выхода новых эстрадных программ или телепередач с его участием, а из-за своей личной жизни. В 2018-м стало известно о его разводе с Еленой Степаненко — артисткой эстрады, с которой Петросян прожил почти 30 лет; развод сопровождался скандалами и взаимными выпадами супругов, дележкой нажитого за годы творчества состояния. Потом юморист женился на своей помощнице и директоре Татьяне Брухуновой, которая младше его на 44 года.
Евгений Петросян родился в Баку 16 сентября 1945 года; его настоящая фамилия – Петросянц, которая досталась ему от отца-армянина, а потом в чуть измененном виде стала творческим псевдонимом. После школы он отправился покорять Москву, окончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства и уже в 17 лет впервые вышел на сцену в качестве конферансье; тогда Петросян оказался и на телевидении – вел вместе с телеведущей Валентиной Леонтьевой (тетей Валей из «Спокойной ночи, малыши») позабытую ныне молодежную передачу «В жизни раз бывает 18 лет», а в 1964-м ему доверили идущий в прямом эфире «Голубой огонек».
Петросян долго выступал в качестве конферансье с оркестром Леонида Утесова, вел вместе с мэтром программу «Перелистывая страницы»; в 1970-м выиграл Всесоюзный конкурс артистов эстрады, разделив награду со знаменитым дуэтом Романа Карцева и Виктора Ильченко. А в начале 70-х расстался с конферансом, переквалифицировавшись в юмористы.
Вообще 70-е и 80-е были временем расцвета юмористического направления на советской эстраде. Конечно, Аркадий Райкин задал невероятно высокую планку юмора и сатиры, но новое поколение эстрадных юмористов старалось превзойти кумира миллионов — и у них даже получалось. В числе таких молодых и дерзких был и Петросян.
Он активно придумывал новые художественные формы в жанре, юморески и сценарии программы для него писали Григорий Минников, Аркадий Хайт и Лион Измайлов. В конце 70-х Петросян создал Театр эстрадных миниатюр, в котором был и администратором, и хранителем традиций юмора, и главным актером. Уже в 80-е он окончил режиссерский факультет ГИТИСа, чтобы самому ставить свои шоу.
«С концертами Петросян без преувеличения объездил всю страну — и везде его выступления собирали аншлаги. Конечно, тогда это было в порядке вещей, но и много позже полные залы набивались на выступления далеко не всех коллег Петросяна по цеху. Он всё равно был в числе лучших.
В принципе, можно сказать, что своей популярностью и узнаваемостью Евгений Петросян обязан как раз своему постоянному присутствию на телевидении. Еще в 70-е он придумал и сам вел «Вечера юмора» — позже их сменила легендарная программа «Вокруг смеха»; он появлялся в «Утренней почте» и в «Аншлаге» Регины Дубовицкой. Позже, в 90-е и нулевые, сложится ощущение, что Петросян есть на всех каналах — на разных кнопках выходили его сольные передачи, транслировались его концерты; разумеется, шла и знаменитая «Смехопанорама», которая вообще продержалась в эфире четверть века – с 1994-го по 2019-й.
Но в какой-то момент зритель, что называется, «переел» Петросяна. Программы с его участием высмеивались в набиравших силу соцсетях, причем подчас очень жестко. Не отставало и новое поколение российских юмористов — про патриарха отечественного юмора шутили в КВН, а потом — в «Comedy Club», в «ОСП-студии» и в «Большой разнице»; где только не шутили. Появился даже глагол «петросянить» – то есть несмешно шутить, да и псевдоним «Петросян» стал почти что синонимом плохого юмора. Самого Петросяна обвиняли в воровстве шуток из интернета – правда, ни одно из этих обвинений не было подкреплено доказательствами.
Доподлинно неизвестно, как Евгений Петросян относился ко всей этой суете вокруг себя. В комментариях он отшучивался — мол, это мои шутки слишком быстро попадают в эти ваши интернеты, вот и создается обманчивое впечатление воровства», – пишет aif.ru.