Пашинян: Если начнем распространять конфиденциальную информацию, боюсь, внутриполитическая ситуация в Азербайджане дестабилизируется
Премьер-министр Армении Никол Пашинян в правительстве принял прибывшую в Армению с официальным визитом делегацию, возглавляемую председателем Национального собрания Республики Арцах (НКР) Артуром Товмасяном. Подробности представлены на официальном сайте премьера Армении.
Во встрече также приняли участие руководитель парламентской фракции «Мой шаг» Лилит Макунц и секретарь фракции Акоп Симидян.
Премьер Пашинян выступил со вступительным словом, отметив в частности:
«Рад констатировать, что сотрудничеству между Республикой Армения и Арцахом был придан новый импульс, существует очень высокий уровень взаимного доверия, что, конечно, значительно облегчает работу всех нас и создает предпосылки для ее эффективности.
Вы знаете, что, к сожалению, ситуация в регионе достаточно напряженная. По сути, перед нами стоит задача сделать переговорный процесс эффективным, очень важно зафиксировать, что мешает эффективности этого процесса. В последнее время руководство Азербайджана пытается обвинить нас в срыве переговоров, исходя из логики, что мы сделали заявления, которые делают переговоры бессмысленными.
Хочу четко констатировать, что позиция Армении и Арцаха крайне конструктивна. Вновь хочу подчеркнуть, что, заняв пост премьер-министра Армении, я сделал беспрецедентное заявление для нашей реальности, всей истории конфликта в целом, сказав, что любое решение вопроса Арцаха должно быть приемлемым для народа Армении, народа Азербайджана и народа Арцаха, расчитывая, что это заявление найдет адекватный отклик у руководства Азербайджана, что предоставит прекрасную возможность зафиксировать прорыв в переговорах.
Но какова была реакция Азербайджана? Карабахский вопрос для них может быть решен только в рамках территориальной целостности Азербайджана. По сути, это заявление означает, что Азербайджан в качестве предварительного условия предлагает формулу по урегулированию карабахского конфликта, суть которой заключается в возвращении к статус-кво 1988 года.
Соответственно, вопрос: как можно урегулировать конфликт, возвращаясь к его истокам? Другими словами, выходит за рамки логики, что любой конфликт можно разрешить, вернувшись к ситуации, в которой он возник. Иными словами, не разрешить конфликт, свести его к нулю, а начать новый конфликт.
В чем смысл развязывания нового конфликта как цели разрешения конфликта? Это, конечно, нелогичный и деструктивный подход, и хочу подчеркнуть, что все наши заявления, которые, так сказать, не угодны слуху руководства Азербайджана, являются нашим адекватным ответом на их деструктивные заявления. При этом хочу вновь четко сказать, что Азербайджан пытался выстроить переговорный процесс по следующей логике: идите на односторонние уступки, иначе Азербайджан решит вопрос силовыми методами.
Мы с самого начала заявили, что с Арменией не нужно говорить на языке силы или угроз. Это бессмысленно, потому что с нами нельзя так разговаривать. Мы очень долго – и лично, и заочно, и публично – пытаемся представить эти позиции: с нами не нужно говорить на языке угроз. И многим казалось, что это просто риторика, но июльские события показали, что то, что мы говорим, на 100% соответствует действительности. И точно так же я советую не продолжать ту же логику, потому что та же логика приведет к тем же последствиям.
Я и публично заявлял, что наша позиция – следующая: карабахский вопрос не имеет силового решения. Если у карабахского вопроса есть силовое решение, то народ Арцаха скажет, что он его уже давно решил. И все. Что же еще мы обсуждаем? Но мы говорим: нет. Мы согласны с тем, что в регионе должен быть установлен прочный, стабильный мир, и именно поэтому мы предлагаем формулу, какое-либо решение.
Это личная ответственность руководителей Азербайджана, Армении, Арцаха, и мы должны упорно трудиться, чтобы найти решение, которое будет приемлемо для народа Армении, народа Арцаха и народа Азербайджана. Причем порядок перечисления здесь совершенно не является существенным. Можно сказать и в обратном порядке. То есть перечисление здесь не по важности, а все на одной плоскости.
Но, к сожалению, руководство Азербайджана продолжает идти по старому пути, добавляя и новый компонент. В последний период, если обратили внимание, азербайджанские СМИ, правительственные круги, военно-политическое руководство Азербайджана ввели новый компонент в пропагандистскую кампанию – так называемое разглашение конфиденциальной информации. Я советую своим азербайджанским коллегам не идти этим путем, потому что, если мы войдем в это поле, начнем распространять конфиденциальную информацию, то, боюсь, что после этого внутриполитическая ситуация в Азербайджане безнадежно дестабилизируется.
Так что советую вернуться в конструктивное поле, не идти проторенным путем. Я ожидаю, что президент Азербайджана, наконец, ответит, сказав, что, да, он согласен с тем, что любое решение карабахской проблемы должно быть приемлемым и для народа Азербайджана, и для народа Армении, и для народа Арцаха. Это будет означать, что у нас есть возможность зафиксировать прорыв в переговорном процессе. Да, я считаю, что есть возможность сделать это. И Армения заявила, что она готова быть максимально конструктивной.
При этом я хотел бы констатировать одну очень важную вещь: наши дела, то, что мы должны сказать, то, что мы уже сказали, содержание, которое мы передаем при открытых и закрытых дверях, ничем не отличается, как во всех других случаях, так и в этом случае. Думаю, в этом никто не должен сомневаться. Мы говорим с нашим народом только на языке истины».