Глава МИД Армении: Сегодня нашей приоритетной задачей является обеспечение прекращения огня и обеспечение верификационных механизмов
В Москве проходит совместная пресс-конференция глав МИД Армении и России Зограба Мнацаканяна и Сергея Лаврова.
Вопрос: После широкомасштабной агрессии Азербайджана против Арцаха, которая сопровождалась преднамеренным таргетированием гражданских населенных пунктов и населения, инфраструктуры, когда обстреливались столько городов и было разрушено столько строений, какой ход может иметь процесс мирного урегулирования, какие развития могут иметь разработанные до сих пор варианты? Или мы пойдем в совершено новом направлении.
С.Лавров: Мы – это кто? Мы с главой МИД Армении подтвердили в наших вступительных заявлениях приверженность к той договоренности, которая была здесь достигнута в ночь на субботу. Там ясно сказано, что необходимо незамедлительно прекратить огонь в гуманитарных целях, обеспечить верификацию соблюдения прекращения огня, обменяться пленными, удерживаемыми лицами, телами погибших, и приступить к возобновлению политического процесса под эгидой сопредседателей, на основе принципов урегулирования, которые были в этих рамках выработаны. Вот, собственно, наша позиция с Арменией.
Вопрос: С учетом событий последних двух дней, когда стороны продолжают обвинять друг друга в нарушении режима прекращения огня, каким Вы видите этот верификационный механизм, который позволит на земле действительно установить режим прекращения огня, прекращения боевых действий. И что Вы можете ответить на обвинения в адрес Армении в нарушении режима прекращения огня.
З.Мнацаканян: Относительно верификационных механизмов я сейчас, на данный момент, предпочту быть немножечко осторожным. В том смысле, что сейчас идут определенные, достаточно конкретные консультации по этим вопросам. Именно на основе того, что, как выражено в нашем совместном заявлении, сегодня нашей приоритетной задачей является обеспечение прекращения огня и обеспечение верификационных механизмов. Сегодня у нас существует такая ситуация, что мы пока не достигли уровня, где мы можем перейти к работе по первому пункту нашего заявления. Сегодня идут консультации и с привлечением Красного Креста, и между сторонами с помощью, с привлечением посредничества РФ – чтобы найти механизм, когда мы можем конкретно начать работать. И сопредседатели в это вовлечены непосредственно. Для того, чтобы установить прочную основу, достаточно прочное достижение перемирия, чтобы начать работу над теми гуманитарными вопросами. Если мы не сможем продлить это перемирие, это будет продолжать влиять негативно на все остальные вопросы. Сохранение и укрепление перемирия остается перед нами как вызов и как приоритетная задача.
Для этого верификационные механизмы остаются крайне важными. Мы всегда об этом говорим. Если есть какие-то обвинения в адрес Армении или в адрес Нагорного Карабаха, то мы всегда говорим: давно пора внедрить верификационные механизмы. Было много предложений по этому поводу, давно надо было это сделать. Однако, отказывались от верификационных механизмов не армянская сторона, и не карабахская сторона. Это была азербайджанская сторона. Поэтому мы сегодня имеем то, что имеем.
Я не могу принять какие-либо обвинения в адрес Карабаха или Армении в контексте того, что происходит сегодня. Армения была и остается гарантом безопасности Нагорного Карабаха. Кстати, нет другой системы. И для Нагорного Карабаха вопрос борьбы за экзистенциальное существование более чем реален сегодня, учитывая то, что сегодня происходит на земле.
С.Лавров: Я тоже подтверждаю, что вопросы контроля за соблюдением режима прекращения огня являются весьма ключевыми и важными. В тех телефонных разговорах президента Путина со своими коллегами в Баку и Ереване, которые предшествовали созыву московской встречи трех министров, затрагивалась и тема верификации, тема обеспечения того, как на земле будет контролироваться ожидаемое прекращение огня. Как вы знаете, в нашем совместном заявлении, принятом в Москве в ночь на 10 октября, специально сказано, что вопросы разработки механизмов контроля за соблюдением режима прекращения огня будут выработаны дополнительно. Разумеется, учитывая острый характер ситуации в Нагорном Карабахе, вокруг него, учитывая остроту проблемы, конечно же, необходимость вернуть тела погибших их родственникам, их родным и близким, нельзя затягивать с разработкой таких механизмов верификации. Работа над этим сейчас идет, РФ в ней участвует, сопредседатели оказывают содействие посильное, и МККК, с которым мы тоже в контакте, готов подключиться, как только ситуация на земле будет стабилизироваться.