А. Демоян: Армянский фактор, возможно, косвенно, но связан с турецким отступлением из Идлиба
Мировые СМИ, ссылаясь на различные источники, сообщают, что Турция, вероятнее всего, откажется от некоторых наблюдательных пунктов в сирийской провинции Идлиб, контроль над которой делят повстанцы и радикальные формирования.
Panorama.am обратился к тюркологу Айку Демояну, чтобы выяснить, как можно объяснить этот шаг Турции.
Panorama.am: Чем может быть обусловлен данный шаг Турции? Возможно ли, что силы будут выведены из Идлиба для переброски в зону карабахского конфликта?
А. Демоян: Этому турецкому отступлению может поспособствовать несколько обстоятельств.
Во-первых, отмечу, что в случае отступления она не сможет каким-либо образом решить проблему с балансом сил или пополнением, если речь идет о нашем фронте. На армянской границе стоит целая армия, а эта небольшая воинская часть, которая сейчас в Сирии, не имеет значительного веса, чтобы пополнить восточный фронт против нас, чтобы решить определенные вопросы против Армении и России. Это не та сила, которая должна прийти и сбалансировать военное присутствие Турции на границе.
По одной из версий, между членами антитеррористической коалиции есть какие-то договоренности, хоть и закулисные, в частности о том, что турецкая сторона должна уйти.
В данном случае видим, что так называемые террористические силы отныне не ограничатся сирийским, ближневосточным регионом, посредством Турции и Азербайджана они уже достигли Кавказа. Иными словами, на Турцию оказано сильно влияние по части переброски террористов, что может иметь основания, поскольку международная пресса, лидеры – Россия, Франция и США, их разведка свидетельствуют о том, что Турция в нарушение известной Конвенции ООН от 1989 года о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, осуществляет подобную работу в Азербайджане для вовлечения их в военных действиях.
Другая обеспокоенность, которая должна присутствовать и об этом необходимо открыто заявлять, не дай Бог, если хотя бы один из силовых центров мира пришел к договоренности, которая может отразиться на карабахском фронте.
Иными словами, турецкая сторона, присутствие которой довольно активное по военной части и, которое она пыталась расширить, выводится на основании определенных договоренностей, которые могут появиться на арцахском фронте для удовлетворения турецкой стороны.
Это может также быть связано с углубляющимся в Турции кризисом, турецкая лира переживает катастрофический спад. Война – дорогое удовольствие. Турция пытается те расходы, которые должны были быть осуществлены на территории Северной Сирии, направить в зону арцахско-азербайджанского конфликта, поскольку экономика может не выдержать в случае двух фронтов, это сверхрасходы, которые не были запланированы и рассматриваются в долгосрочной перспективе.
Предположительно, совместная турецко-азербайджанская операция в Арцахе, по мнению аналитиков, должна была стать блицкригом, в краткосрочной перспективе армянской стороне должны были навязать либо капитуляцию, либо уступки, что не должно было быть столь затратным, если военные действия прекращаются, то это не предполагает новых расходов. Но уже четвертую неделю боевые действия продолжаются, турецкая сторона находится там со своими ВС, генералами, военнослужащими, вооружением, что является дополнительными расходами, это дополнительная нагрузка на Турцию. Следовательно, длительные военные действия не могут не повлиять на экономику Турции, девальвацию лиры. Не исключаю, что отступление связано с экономическими сверхтратами.
Panorama.am: В любом случае, мы можем констатировать, что армянский фактор, боевые действия в зоне карабахского конфликта связаны с турецким отступлением в Идлибе?
А. Демоян: Возможно, косвенно – да. То, что они не смогли обеспечить и утвердить в Арцахе в случае с блицкригом – непосредственно достичь превосходства на поле боя, превратить это в политический капитал, но в данном случае мы видим, что экономика Турции находится в глубоком кризисе, и на дополнительном фронте совершаются расходы, которые достигают миллионов долларов.