Офисы МККК увеличили внутренние ресурсы – чтобы незамедлительно приступить к работе после установления перемирия
О контактах с военнопленными, возможных работах после установления режима прекращения огня корреспондент Panorama.am побеседовал с ответственной за коммуникационные программы ереванского офиса Международного комитета Красного Креста (МККК) Зарой Аматуни.
– 26 октября 2020 года в 08:00 по местному времени вступило в силу гуманитарное перемирие. После этого на каком-то участке фронта осуществляется эвакуация тел погибших военнослужащих?
– О каких-либо подобных действиях не могу ничего сказать на данный момент.
– Родные скольких армянских военнопленных обратились в ереванский офис МККК с начала военных действий по сей день?
– Не могу сказать и этого, имеющимися у нас сведениями мы делимся с семьями военных и соответствующими органами власти, эти сведения не подлежат оглашению.
– Вопрос не касается предоставления персональных данных.
– Мы не оглашаем и число.
– Помимо удерживаемых в плену в Азербайджане Арега Саркисяна и Нарека Амирджаняна, кто-то из остальных армянских военнопленных общался, говорил по телефону с семьей?
– Мы поддерживаем связи со всеми семьями, которые к нам обращались.
– Помимо посещения трех армянских военнопленных, представители бакинского офиса Красного Креста посещали других военнопленных?
– Какие-либо иные посещения я не могу подтвердить, вы можете написать и о женщине, ее тоже посетили (речь идет об Азнив Багдасарян. – Ред.).
– Азербайджан несколько дней назад заявил, что готов в одностороннем порядке передать Армении часть тел погибших армянских военнослужащих при посредничестве Международного комитета Красного Креста (МККК). Действительно ли поступило такое предложение со стороны Азербайджана?
– Смотрите, со сторонами обсуждаются разные предложения и варианты, конечно, каждая сторона сама принимает решение об оглашении того или иного варианта, вновь должна сказать, что не могу этого подтвердить. Я могу просто сказать, что да, предложения поступают, только при достижении окончательного согласия мы можем указать вариант, в котором мы участвуем или который поддерживаем.
– Были ли предложения по обмену военнопленными?
– Я не могу представить содержание наших обсуждений, они, конечно, нацелены на проведение гуманитарных действий, но, конечно, единственная необходимость здесь – соблюдение прекращения огня, обеспечение безопасности и гарантий безопасности для групп, которые будут работать с обеих сторон.
– На данный момент нет такой гарантии?
– На данный момент нет прогресса в плане начала работы.
– Стороны предоставили офису МККК информацию о количестве тел погибших военнослужащих, которые не были эвакуированы с поля боя?
– К сожалению, в данный момент мы не можем поделиться какими-либо данными. Проводятся обсуждения.
– Офис МККК владеет данными касательно того, сколько пленных и военнопленных есть на данный момент в Армении и Азербайджане?
– У нас нет четких данных, мы собираем данные и обращаемся параллельно к сторонам, просим предоставить данные всех лиц с 27 сентября, чтобы мы могли посетить их – в соответствии с обязательствами международного гуманитарного права, которые стороны приняли.
– Есть ли информация о пропавших без вести?
– К нам обращаются родственники людей, от которых у них длительное время нет новостей, которых они не могут найти. Регистрируем, стараемся получить сведения, уточнить, это, к сожалению, сложный процесс, учитывая, что идут военные действия, и получить четкую информацию сложно. Мы регистрируем данные этих лиц, чтобы в дальнейшем могли провести уточнения с властями. Вы знаете, в этот момент пропавший без вести может найтись или о нем могут появиться новости. На данный момент мы увеличиваем наши внутренние ресурсы, что позволит нам работать эффективно.
– Есть ли в настоящее время у офиса Красного Креста представитель в Арцахе? Если будут даны гарантии безопасности, сразу приступят к осуществлению гуманитарных действий?
– У Красного Креста миссия в Нагорном Карабахе с 1992 года. Одновременно у нас команда по ту сторону линии соприкосновения – в городе Барда в Азербайджане, что позволяет при достижении соглашения довольно быстро приступить к работе. Согласие вовлеченных сторон должно быть с обеих сторон от линии соприкосновения, чтобы мы, как участники операции, были в безопасности, чтобы операция не была сорвана, что, конечно, очень важно и должно было быть сделано давно. К нашим существующим командам также присоединились эксперты, которые будут работать и в ближайшие месяцы как с нашими представителями, так и с населением.
Смежные статьи
- Юрист: В ЕСПЧ поданы 6 исков по делам армянских военнопленных
- МО Армении придает важность началу процесса обмена военнопленными и телами погибших при посредничестве МККК
- Армянская сторона получила ответ ЕСПЧ относительно 5 военнопленных, удерживаемых в Азербайджане
- Арман Татоян назвал убийство Азербайджаном двух военнопленных «неоспоримым военным преступлением»
- Азербайджанский военнопленный: Я почти никого не знал
- Сирануш Саакян: Сегодня представим новые иски в ЕСПЧ по вопросу военнопленных
- ЕСПЧ потребовал от Азербайджана до 22 октября представить информацию о состоянии здоровья армянских военнопленных