Омбудсмен Армении А.Татоян։ Недостатки в работе органов государственного управления могут усугубить проблемы
После своего визита в Сюник Защитник прав человека (Омбудсмен) Армении Арман Татоян отметил физическую и психическую неприкосновенность и другие жизненно важные права жителей приграничных сел Сюникской области Армении.
«В ходе двухдневного визита в Сюникскую область вместе с сотрудниками Аппарата Защитника прав человека РА мы посетили Аравус, Хознавар, Неркин Хндзореск и ряд других приграничных населенных пунктов. Состоялись беседы с мэром Гориса, руководителями Тегской общины и ее административных районов, персоналом муниципалитетов, а также жителями сел. Очень важны были беседы с личным составом Вооруженных Сил РА, несущим героическую службу.
По итогам визита я представляю ряд выводов:
Вопросы, связанные с правами жителей приграничных населенных пунктов, не только остаются нерешенными из-за недостатков работы и координации органов государственного управления, но и новые вызовы, связанные с демаркацией и делимитацией границ, могут усугубить эти вопросы. Это в первую очередь непосредственно угрожает конституционным правам на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность, собственность жителей приграничных поселений.
Органы государственного управления, каждый в своем статусе, обязаны уделять особое внимание, проявлять инициативу в вопросах, поднимаемых жителями приграничных населенных пунктов, касающихся государственной границы — это один из исключительных приоритетов наших дней.
2. Снова утверждаю, что вопрос делимитации или демаркации не может быть решен с помощью приложений частной организации Google, а также с помощью GPS навигации.
Этот вопрос требует профессиональных подходов, детальной работы на месте, соответствующей правовой базы и т. д.
Наблюдения Защитника прав человека подтверждают, что, например, в ряде приграничных населенных пунктов Сюникской области, в результате применения этих подходов не только поставили под серьезную угрозу права на жизнь приграничных жителей, их физическую и психическую неприкосновенность и другие жизненно важные вопросы, но это создает проблемы с точки зрения безопасности государственной границы РА.
Кроме того, возникла неопределенность именно для жителей приграничных населенных пунктов.
Если система Google Карты или GPS принимаются в качестве механической базы, как можно объяснить, что, например, в связи с селом Аравус возникает прямое противоречие между картами землепользования разных лет этих населенных пунктов?
В результате люди лишаются возможности использовать находящиеся в частной собственности, (как например, сад, пахотные земли или пастбища), а община - находящиеся в общественной собственности жизненно важные сельскохозяйственные земли.
Как получается, что в 1991 году эти земельные участки были переданы людям на праве собственности, а в 2004 году им были выданы новые кадастровые свидетельства, подтверждающие государственную регистрацию права собственности в отношении этих земельных участков? В случае с Аравусом, по словам главы административного района, речь идет примерно о 9 га частной собственности и почти 34 га земельных участков общинной собственности.
В случае всей укрупненной общины Тег, как проинформировал глава общины сотрудников Аппарата Защитника прав человека, речь идет только о земельных участках, являющихся частной собственностью, площадь которых по приблизительным подсчетам составляет более 2000 гектаров.
Проблема связана также с физической безопасностью и способностью обеспечивать жизненно важные средства к существованию людей (Хознавар, Хнацах, Неркин Хндзорсек, Аравус и т. д.).
3. Необходимо провести комплексную работу по сравнению и изучению карт разных лет и выяснить, действительно ли, представленные Азербайджаном версии карт неоспоримы?
Необходимо также понимать, почему азербайджанская сторона именно в отношении тех мест в Сюникской области, где Защитник прав человека провел работу по сбору данных, безоговорочно использует за основание картографические приложения Google или системы GPS навигации.
4. В вопросе демаркации и делимитации отсутствует прямое общение органов государственного управления (не муниципальных) с жителями приграничных сел.
В результате возникает несправедливая, не связанная с ними нагрузка на личный состав Вооруженных сил РА, который несет самоотверженную службу вместе с пограничными войсками СНБ. Непропорционально перегружены также муниципальные органы.
Все это создает продолжающуюся неопределенность, в первую очередь именно среди приграничных жителей.
Органы государственного управления обязаны предоставлять общественности, и особенно жителям приграничных территорий, соответствующую информацию по касающимся их вопросам. Это гарантированное право граждан, а гарантировать его - прямое обязательство государства. Более того, совсем необязательно делать всю работу публично, тем более что мы имеем дело с деликатными вопросами.
Речь идет о защите границ нашего государства, физической безопасности и сохранности нашего народа и каждого человека.
5. Все результаты визита будут обобщены, будут отправлены письма в органы государственного управления. Будут сделаны также необходимые запросы и потребованы разъяснения».