Защитник прав человека: Возвращение или освобождение пленных не зависит от какого-либо политического процесса
Защитник прав человека (Омбудсмен) Республики Армения Арман Татоян пишет:
«28 декабря 2020 года постоянный представитель Азербайджана при ООН направил Генеральному секретарю ООН письмо, которое было распространено в Генеральной Ассамблее ООН и в Совете Безопасности.
В письме были затронуты вопросы, касающиеся граждан Республики Армения, находящихся в плену в Азербайджане, и их правам, следовательно, Защитник прав человека Армении считает необходимым обратится к этим частям письма.
В частности:
1. В 6 параграфе приложения к письму Постоянного представителя Азербайджана при ООН указано, что в рамках антитеррористической операции власти Азербайджана обнаружили 62 военнослужащих граждан Армении, призванных в основном из Ширака, в настоящее время они задержаны и в Азербайджане над ними ведутся судебные следствия.
В этом письме армянские военнослужащие упоминаются как члены диверсионной группы Вооруженных сил Армении и указывается, что они были отправлены в «Лачинский район Азербайджана» якобы для совершения террористических актов против личного состава вооруженных сил Азербайджана и мирных жителей.
Далее, среди прочих вопросов, представитель Азербайджана, в основном используя часть письма, упоминающую армянских военнослужащих, содержащихся в плену Азербайджане, сделал выводы политического характера, в том числе предложив ООН принять определенные меры в отношении Армении. По тому же принципу в письме делается вывод, что Армения нарушает трехстороннее заявление, подписанное Россией, Арменией и Азербайджаном 10 ноября 2020 года.
2. Защитник прав человека Армении заявляет, что абсолютно предосудительно связывать вопрос армянских военнослужащих, находящихся в плену в Азербайджане, с территориальными проблемами и явно политизировать его. Это грубо нарушает послевоенный гуманитарный процесс и международные требования в области прав человека.
Как упомянутые в письме Азербайджана 62 человека, так и все другие армянские военнослужащие являются военнопленными по статусу, они находились в местах пленения исключительно с целью выполнения своего законного долга – несения военной службы, и они должны быть освобождены и возвращены в Армению без предварительных условий. Этот вывод основан на результатах мониторинга и расследования Защитника прав человека Армении и подтверждается вескими доказательствами.
Таким образом, возбуждение уголовных процессов против 62 армянских военнослужащих, находящихся в плену в Азербайджане, их заключение и, более того, именование их террористами, является грубым нарушением международного гуманитарного права и международного права прав человека в целом. В качестве меры наказания они не могут подвергаться какому-либо уголовному преследованию или заключению за участие в боевых действиях.
Это требования, строго закрепленные Третьей Женевской конвенцией 1949 года.
3. Защитник прав человека Армении также считает необходимым сделать специальный доклад о недопустимости политизации прав человека или гуманитарных вопросов в послевоенном процессе.
Возвращение или освобождение пленных не зависит от какого-либо политического процесса.
Это должно быть обеспечено сразу после прекращения боевых действий.
Это автоматически применимое универсальное требование, которое существует в международном праве в каждом случае, независимо от того, закреплено ли оно или нет в конкретных документах по разрешению конфликтов.
Следовательно, пункт 8 трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года имеет автономное значение и должен действовать исключительно в автономном толковании. Ни в коем случае он не должен рассматриваться в связи с другими пунктами заявления или в зависимости от них.
4. Абсолютно недопустимо толковать трехстороннее заявление от 10 ноября, как если бы оно относилось только к ситуации до подписания этого заявления. Такой подход грубо нарушает права человека и послевоенный гуманитарный процесс.
Указанное заявление следует применять ко всем ситуациям, возникшим как до, так и после 10 ноября, до тех пор, пока существует объективная необходимость в защите прав человека и гуманитарного процесса, обусловленная последствиями военных действий.
Более того, Защитник прав человека отмечает, что на практике были зафиксированы случаи, когда азербайджанские вооруженные силы захватывали в плен армян после подписания трехстороннего заявления от 10 ноября, но позже их вернули в Армению.
5. Принципиально важен вопрос, что власти Азербайджана затягивают с возвращением 62 армянских военнопленных, искажая юридический процесс, искусственно наделяя их статусом подозреваемых или обвиняемых и используя заключение в качестве формы наказания содержания в неволе.
Поскольку международное гуманитарное право запрещает неоправданные задержки с освобождением военнопленных и считает это военным преступлением, Защитнику прав человека ясно, что власти Азербайджана явно злоупотребляют юридическими процедурами для достижения своей цели.
Такое поведение властей Азербайджана прямо противоречит намерениям сторон, подписавших 10 ноября трехстороннее заявление.
Дело в том, что в соответствии с требованием пункта 8 этого заявления Республика Армения уже передала Азербайджану двух лиц, осужденных за преступления в Арцахе, в том числе за убийство мирных жителей. По тому же принципу Азербайджан передал Армении некоторых армян, «формально» осужденных в этой стране.
Таким образом, из вышеизложенного также становится очевидным, что даже при возбуждении уголовного дела и привлечении армянских военнослужащих в качестве подозреваемых или обвиняемых, задержка с возвращением пленных несет явно искусственный характер, и представляет из себя явное злоупотребление судебными процедурами и нарушает не только международное гуманитарное право, но и противоречит трехстороннему заявлению от 10 ноября, намерениям подписавших его сторон.
6. Исследования и результаты расследования Омбудсмена неизменно подтверждают, что власти Азербайджана изначально искусственно затягивают освобождение пленных и иным образом лишенных свободы лиц с армянской стороны, и продолжают умалчивать об истинном количестве пленных.
Более того, доказательства, собранные Офисом Защитника прав человека, подтверждают, что число их больше, чем подтвердили власти Азербайджана (имея в виду уже возвращенных 44 заключенных).
Защитник прав человека зарегистрировал множество случаев, когда, несмотря на доказательства, подтвержденные видеозаписями и другими доказательствами, власти Азербайджана отрицают нахождение у них людей или затягивают процесс утверждения.
Исследования показывают, что все это делается для того, чтобы причинить душевные страдания семьям пленников и армянскому обществу в целом, чтобы сыграть на эмоциях армянского общества и держать в напряженности атмосферу. Речь в равной степени относится как к военнопленным, так и гражданским лицам.
7. Абсолютную актуальность вопроса об освобождении пленных следует также рассматривать в контексте организованной политики пропаганды антиармянства и вражды в Азербайджане.
Опубликованные Защитником прав человека Армении отчеты, основанные на объективных доказательствах, подтверждают глубокие корни антиармянской политики в Азербайджане, поощрение вражды и злодеяний азербайджанскими властями и даже их деятелями культуры.
Этот вопрос тесно связан с письмом постоянного представителя Азербайджана при ООН и в том смысле, что армянские военнослужащие защищали в первую очередь права своих соотечественников- право на жизнь армян, здоровье, имущество и другие права, имеющие жизненно важное значение. Этот вопрос особенно важен на фоне военных преступлений и преступлений против человечности, массовых разрушений мирных населенных пунктов в Арцахе, которые были совершены вооруженными силами Азербайджана; и подобные действия все еще совершаются.
8. Следовательно, я обращаю внимание Организации Объединенных Наций и других международных органов по правам человека на все вопросы, затронутые в настоящем заявлении.
9. Высшие органы власти Армении, при проведении переговоров, должны учитывать также обстоятельства, упомянутые в данном заявлении Защитника прав человека.
Исходя из этих принципов, высшие органы правительства Армении должны действовать таким образом или с такими гарантиями, чтобы обеспечить безоговорочное возвращение наших соотечественников на Родину в рамках гуманитарного и правозащитного процесса».