Гагик Макарян: Наши дипломаты сейчас не должны спать
Железная дорога, которая пройдет по территории Турция-Армения-Азербайджан-Россия, более выгодна для ЕАЭС, в частности России, Турции и Азербайджану. Она может принести пользу Армении, если умело и усердно будет проводиться умная, гибкая дипломатия. Такое убеждение в беседе с корреспондентом Panorama.am выразил экономист, председатель Республиканского союза работодателей Армении (РСРА) Гагик Макарян.
«Открытие дорог для железной дороги следует рассматривать в серьезном дипломатическом контексте», - сказал он, выразив сожаление, что пока не видит потенциала для такого дипломатического успеха, желания, а также проделываемой работы.
По словам Макаряна, сейчас в Армении следует изучить, какие товары Армения может отдавать и получать из других стран, какие экологические проблемы могут возникнуть в связи со строительством этой дороги, какая инфраструктура - отели, рестораны и т. д. могут быть созданы в результате ввода в эксплуатацию этой дороги, которую Армения может построить и эксплуатировать.
«Кроме того, Армения должна иметь возможность эффективно использовать как ЕАЭС, так и соглашение CEPA. Последнее важно для того, чтобы Армения смогла подать заявку на новую программу ТРАСЕКА, поскольку наша страна становится страной, координирующей или диктующей по новой ТРАСЕКА, до сих пор они нас обходили. Теперь пришло время, что они могут считаться с нами, и Армения не должна упускать эту возможность. Не исключено, что роль в этом экономическом блоке сопредседателей Минской группы ЕС, в частности Франции и США, которые не проявляют особой активности в политическом процессе, может возрасти», - пояснил Макарян.
Здесь экономист обращает внимание на ранее сделанные Азербайджаном заявления о том, что он станет членом ЕАЭС, если карабахский вопрос будет решен, а в Москве Алиев заявил, что считает карабахский вопрос решенным, что может быть месседжем к тому, что Азербайджан готов стать, например, ассоциированным или членом-наблюдатель ЕАЭС.
«Что же получается? Армения - полноправный член ЕАЭС, и она должна уметь правильно использовать эту роль. Если Армения останется пассивной, они не будут считаться с Арменией. Иран имеет соглашение о свободной торговле с ЕАЭС, он будет стремиться развивать это соглашение, Россия рада тому, что границы ЕАЭС стали ближе к Азербайджану, а Армения останется вне игры. Для этого нужна очень гибкая дипломатия, потенциал которой, состав посольств очень слаб. Необходимо создать ведомственную комиссию, а Мгер Григорян должен работать не один, а иметь за собой эту комиссию, в которую войдут также транспортные компании», - сказал он.
Макарян подчеркивает, что необходимо вести переговоры с соседней Грузией, возможно, в условиях новой железной дороги эта страна снизит цены для Армении.
«Не исключено, что Грузия согласится на снижение тарифа, поскольку тоже теряет возможности, в конце концов, именно благодаря Армении порт Поти работает с большой нагрузкой, в Грузии зарабатывали деньги на перевозке армянских грузов. Откуда мы знаем, что тарифы новой железной дороги будут выгодны для Армении? В то же время Иран предложил альтернативу железной дороге. В этих интересах Армения также может заключить трехсторонние соглашения для поддержания альтернативных маршрутов», - пояснил председатель РСРА, напомнив о том, что, кто будет строить железную дорогу, тот и будет ее хозяином и диктующим.
В этом контексте он также придает важность работам, проводимым с Европой, чтобы Армения могла сбалансировать влияние крупных держав.
«Мы часто внушаем себе, что от Армении многое не зависит, чтобы не беспокоиться и не работать, не трудиться. Например, сейчас наши дипломаты должны ночевать не в Армении, а за ее пределами - поехать в ЕАЭС, Европу для переговоров, теперь мы должны вести активные переговоры с Грузией. Мы не должны сосредотачиваться на одном варианте», - сказал Макарян.
На вопрос, воспользуются ли армянские бизнесмены услугами железной дороги, Макарян ответил, что все зависит от нескольких факторов, главный из которых - гарантии сохранности груза.
«Мы должны помнить, сколько грузов, поступавших в Армению, было ограблено в Грузии и Азербайджане в 90-е годы, вынужденно они прибегали к услугам служб безопасности. Мы прошли через это. Теперь бизнес должен знать, что безопасность его груза гарантирована, я не знаю, должен ли это быть миротворец, или его должны сопровождать нейтральные силы, либо должны быть установлены камеры? Следующий фактор - это экономическая эффективность, если это выгодно с точки зрения места, времени и цены, они воспользуются. Если, например, цена перевозки зерна через Грузию будет незначительно отличаться, возможно, бизнесмены не пойдут на риск и не воспользуются железной дорогой, проходящей через Азербайджан», - сказал экономист.
Макарян еще раз подчеркивает, что для продвижения интересов Армении в сложившейся ситуации необходимы умелая работа и большое усердие.
«Это не примитивная геометрия, скажем, нарисовали железную дорогу и все. Да, на бумаге железная дорога - это линия, но в реальной жизни она содержит политические, экономические и другие вопросы. И чтобы над этим работать, нужен интеллект, потенциала которого нет, я и желания не вижу. Но если дипломатия будет работать очень хорошо, мы можем занять хорошую позицию в качестве перекрестка, а затем использовать ее для политического диктата. В противном случае мы превратимся в гравий, который кладут на дорогу, затем кладут асфальт и проходят по нему», - сказал он.