Военный эксперт: Выгодно разместившиеся в регионе стараются быстро укрепиться, а потерявшие влияние – восстановить его
Армения, подписавшая документ о капитуляции в Арцахской войне, еще не смогла прийти в себя, заняться восстановлением вооруженных сил, в военной зоне еще ведутся поиски тел пропавших без вести, многочисленные военные все еще в статусе военнопленного или преступника остаются в тюрьмах Азербайджана, а Турция и Азербайджан заявили о проведении новых военных учений.
В военных учениях, которые пройдут в период с 1 по 12 февраля в приграничном с Арменией Карсе, будут задействованы танковые роты, артиллерийские батареи, снайперские команды, личный состав командования спецназа, спецназовцы и вертолеты. Отмечается, что в ходе учений будут проведены полевые испытания новой или еще не поступившей на вооружение новой военной техники.
С бывшим советником президента Республики Арцах (НКР) Бако Саакяна по военным вопросам, главой аналитического центра «Энакет» («Точка опоры») Тиграном Абрамяном корреспондент Panorama.am побеседовала о месседжах совместных военных учений двух вражеских Армении стран и возможных региональных процессах.
– Спустя 2 месяца после окончания Арцахской войны, когда армянские вооруженные силы все еще находятся в ослабленном состоянии, Турция и Азербайджан инициировали новые военные учения и проводят их на этот раз на территории Турции. Какие месседжи содержат эти военные учения и каким странам региона они адресованы?
– Азербайджан и Турция не скрывают, что не намерены довольствоваться достигнутым, они будут стремиться получить максимум. Более того, эти страны продолжают держать в своей повестке дня вопрос решения региональных проблем военным путем, что не позволяет добиться долгосрочного мира и стабильности в регионе. Подобное поведение представляет угрозу не только для Армении и Арцаха, но и для всего региона.
– Этим военным учениям предшествовали проведенные в Иране военные учения с задействованием ракет нового поколения. Регион кипит. Какое развитие событий возможно в новых геополитических условиях?
– Военные действия в сентябре-ноябре создали новую ситуацию в регионе. Есть страны, которые укрепили свои позиции, например, Россия. Есть страны, которые остались вне определенных процессов, например, речь о Западе. И сейчас они делают все, чтобы вернуть утраченные позиции.
Южные районы Арцаха, Кашатага, оккупированные азербайджанцами в результате этой войны, стали для Ирана непредсказуемой зоной, а этот участок границы был довольно большим. А если принять во внимание имеющиеся сведения о том, что Турция пытается разместить на этих территориях, заселить их благоприятным для себя контингентом, то угрозы становятся более явными.
В целом, ситуация до конца не разрешена, и она содержит в себе новые риски и угрозы. Выгодно разместившиеся стараются быстро укрепиться, а потерявшие влияние пытаются его восстановить. Пока трудно дать четкую оценку тому, к каким последствиям это приведет.
– Озвучивается мнение, что проведение Турцией военных учений недалеко от города Гюмри (здесь дислоцирована 102-я российская военная база. – ред.) – демонстрация силы перед Россией, которая в большем выигрыше от войны.
– Турция – одна из получивших выгоду от этих событий стран, которая пытается укрепить свои позиции в этом регионе. Естественно, усиление влияния одной стороны должно происходить за счет другой стороны, и в данном контексте борьба с Ираном и Россией заметна всегда. И не так, что Россия или Иран легко пойдут на уступки, тем более, что, особенно в случае с Ираном, эти события создали новые угрозы.
– В контексте возможных развитий и в сложившейся ситуации что должна предпринять Армения, чтобы по возможности не пострадать?
– Нужно быстро преодолеть послевоенный шок, оперативно проанализировать проблемы и создавшуюся ситуацию, а затем шаг за шагом идти к их решениям.
Конечно, в случае с нынешней властью такого трудно ожидать что-либо подобного, но путь в любом случае будет трудным. Необходимо восстановить работу с международными структурами, партнерами, союзниками, попытаться стать фактором в регионе, а впоследствии влиять также на процессы.