Омбудсмен Армении: Имущество, хозяйственная деятельность и другие права жителей ряда сел Гегаркуника находятся под угрозой
Защитник прав человека (омбудсмен) Армении Арман Татоян пишет:
«Во время моего последнего визита в Гегаркуникскую область Республики Армения жители ставшими приграничными сел выразили обеспокоенность тем, что в результате процесса демаркации границы использование важных пастбищ, лугов и водных ресурсов стало для них невозможным.
Наши визиты в Сотк, Норабак, Кут и другие села общины Гегамасар Гегаркуникской области Армении, наши обсуждения с общинными органами и местными жителями подтверждают, что жители сел этого региона годами занимались сельским хозяйством и, в частности, главным образом животноводством. Таким образом они заботились о нуждах семьи, а теперь под угрозой находятся собственность, экономическая деятельность и ряд других прав жителей.
По словам сельчан, трудности возникнут особенно с весны. Угрозы состоят в том, что высока вероятность того, что в силу многолетней привычки скот перейдет на сторону, уже подконтрольную Азербайджану, и не сможет вернуться. Жители сел сообщили, что уже зарегистрирован такой случай, когда 34 лошади перешли на азербайджанские территории, животных им не вернули. Они также подняли вопрос об обеспечении права на жизнь и безопасность.
На этом участке исторически всегда было важным значение пастбищ озер Мец и Покр Ал или Алягелера (расположены на южных склонах Варденисского хребта, к северо-западу от плато Сюника), а также пастбищ, расположенных на пути к этим озерам.
В частности, с весны сельские жители годами пасли крупный рогатый скот в том числе на пастбищах от Вардениса и этих сел до озер Ал. Кроме того, луга этих территорий обеспечивали значительную часть травы для животноводства в селах Варденисского и Мартунинского районов.
Вопросы принадлежности и использования озер Ал были рассматривались Комиссией по расследованию пограничных споров между Арменией и Азербайджаном после образования Закавказской федерации – с 1923 года, в том числе в 1925 и 1927 гг.
Архивные документы свидетельствуют, что вопрос этих территорий, в том числе пастбищ, в свою пользу Азербайджан обосновывал кочевниками провинции Курдистан – необходимостью использования этих территорий.
На заседании Президиума Закавказского Центрального Исполнительного Комитета 18 февраля 1929 года в числе вопросов, связанных с пограничными проблемами входящих в состав Федерации республик был обсужден и вопрос пастбищ, было решено всю спорную территорию передать провинции Курдистан.
Об этом свидетельствует один из архивных документов, полученных Защитником прав человека Армении [который я публикую]. Он свидетельствует, что после этого, 12 ноября 1930 года в письме в ЦК Армянской ССР земнаркомат республики пожаловался на то, что указанная территория «своим положением, водными условиями и пр. полностью отрезана от всех приграничных районов С. Азербайджана (Курдистан), это продолжение и неотъемлемая часть района Басаргечар. Ее рациональное использование (пастбища и вода) связано с селами Басаргечарского района». Поэтому было предложено выступить посредником в дальнейшем рассмотрении этого вопроса.
Кстати, интересно, что на картах начала 20-х годов прошлого века озера Ал являются неотъемлемой частью Советской Армении (выделены отдельно). Например, в этом сообщении публикую 1924–1926 годы, где ясно видно, что озера были частью Армянской ССР (карта 1926 года опубликована в Большой советской энциклопедии).
Использование этих территорий всегда было связано с правами жителей этих регионов Советской Армении, и прежде всего с экономическими, имущественными, семейными, физическими правами и другими жизненно важными правами.
Во время визитов делегации во главе с Защитником прав человека в упомянутые села Гегаркуникской области сельчане отметили, что проблемы, связанные теми же их правами, возникают и сейчас.
Все это еще раз подтверждает, что процесс определения государственных границ Армении напрямую связан с правами жителей и решения должны основываться на профессиональных подходах, исследованиях на местах и работах комиссий. Только так можно будет способствовать гарантированию прав человека».