Доброволец: Ставшему инвалидом 2-й группы моему боевому товарищу из Арцаха говорят, что он с нами не воевал
Автор: А. Варданян
«27 сентября, в 12 часов, мы двинулись в Арцах, и мое непосредственное участие в боевых действиях закончилось в ночь на 21 октября, когда БПЛА поразил нашу последнюю пушку возле церковного комплекса Амарас», - рассказал корреспонденту Panorama.am 23-летний доброволец Тигран Даниелян. Он пошел добровольцем сразу после того, как узнал весть о войне, после чего к нему домой уже доставили официальное уведомление.
Как рассказывает Тигран, с начала войны с 65 военнослужащими их артиллерийского дивизиона и с 6 артиллерийскими орудиями они участвовали в основных боевых действиях на южном направлении. Враг только с помощью БПЛА смог вывести из строя их пушки, так как снаряды азербайджанских артиллеристов падали слишком далеко от целей из-за незнания расчетов. К последней базе, монастырскому комплексу Амарас, они добрались с 1 пушкой и 25 военнослужащими. 21 октября в результате удара по пушке БПЛА погибли еще 7 из них, и 9 были ранены.
Узнав, что в конце из всего взвода в живых остались только 9 человек, Тигран сказал: «Мы встретились с заместителем командира полка по работе с личным составом, который сказал, что фактически мы не можем принимать участие в боевых действиях, потому что техника повреждена, командир ранен, а его заместитель погиб. Нас привезли в село, где были такие же солдаты, как мы, чья боевая техника тоже была уничтожена врагом. Среди них были и те, кто находился в тяжелой психологической ситуации в результате войны».
Продолжая рассказывать историю, доброволец сообщил, что несколько дней участвовал в тыловых операциях, затем взял отпуск и вернулся домой. Уже в Армении он узнал о тренингах, инициированных неправительственной организацией Искусство выживания (ՈՄԱ ), и начал в них участвовать, в ходе которых проходили подготовку бойцы пехоты.
«Во время апрельской войны 2016 года и в годы службы я был артиллеристом. На этой войне я также был артиллеристом, совсем не имел представления про боевые действия пехоты. Я не умел держать оружие так, чтобы закрывать уязвимые места грудной клетки, не знал также правил оказания первой помощи. Во время войны был случай, когда Арам из мобилизационных ресурсов нашего взвода отдавал свою душу прямо у меня на руках, а я не знал, как оказать ему первую помощь. Мы даже не имели понятия, я порвал его одежду, плечевые кости у него были раздроблены, я не знал, в какую сторону повернуть тело, спрашивал у командира, а он тоже был ранен ...», - вспоминает тяжелые ситуации Тигран.
Он сказал, что из Армении позвонил командиру батареи и сообщил ему, что есть возможность пройти переподготовку, и что он хочет принять в ней участие, тем более что их взвод не участвует в боевых действиях. Он заявил, что хочет овладеть боевым искусством пехоты и продолжать войну не в артиллерии, а в пехоте, потому что у них больше нет пушек.
Тигран сообщил, что за 10 дней пребывания в Армении, до прекращения огня 9 ноября, он прошел боевую подготовку в организации Искусство выживания (ՈՄԱ ): оказание первой помощи, тактика и т. д.
«Все это время я всегда был на связи со своими сослуживцами, даже после прекращения огня, когда на позициях сел Хин Тагер и Хцаберд были обстрелы, я поинтересовался, есть ли необходимость вернуться в Арцах, но в этом не было необходимости», - сказал Тигран.
По его словам, они не знали, что им должны были платить за участие в боевых действиях, а когда узнали, вместе со своими товарищами по оружию отправили свои паспортные данные в воинскую часть.
«С опозданием, в середине января нам перевели деньги, и я с удивлением узнал, что на мой счет поступила половина причитающейся мне суммы. Меньше всего из нашего подразделения получил я, и это в том случае, что были люди, которые вернулись в Армению намного раньше меня, им заплатили вдвое больше. По телефону финансист сказал, что я уехал из Арцаха раньше других и не вернулся. Мой вопрос немного полегче. Вот один из наших боевых товарищей - Даво, который был ранен 12 октября и получил инвалидность второй группы, позвонил, чтобы ему переслали сумму, а ему сказали, что его с ними не было. Другой военнослужащий вышел из больницы только накануне и попытался получить деньги, но их не было на его счету. Из Арцаха ему сказали, чтобы он прислал данные, для уточнения», - сказал доброволец.
Тигран сообщил, что ему сказали, что не возвращение в Арцах означает самовольно покинуть воинскую часть, поэтому ему выплатили меньше.
«Я могу согласиться с юридической стороной документа, но я не могу понять такое отношение с человеческой точки зрения и собираюсь обжаловать это решение в суде. Меня оскорбляет такое отношение. Если бы я хотел избежать войны, я бы не пошел добровольно; я бы не сражался до тех пор, пока не будет выведена из строя последняя пушка и, как многие в подобной ситуации, раньше бы вернулся в Армению, я бы не пошел на тренировки, чтобы вернуться в Арцах в качестве пехотинца»,- возмущенно замечает доброволец, подчеркнув, что не может принять обоснование о самовольном уходе из воинской части, оскорбляющее его самолюбие после столь преданного служения Родине. Он подчеркивает, что такое отношение государства и армии к военнослужащим недопустимо.
«Дело не в деньгах, а оскорбительно просто отношение государства. Еще будем жаловаться и за своего раненого друга. На всех фотографиях видно, что он был с нами, а они говорят, что его там не было. Проблема здесь в восстановлении справедливости. Я сделал все, я самоотверженно боролся, до последней пушки, я пошел на переподготовку... Меня спрашивали, ведь я уже воевал по своей военной специальности, почему я снова иду на переподготовку? Пусть на переподготовку заберут беглецов из армии», -сказал в заключение Тигран Даниелян и подчеркнул, что он не потерпит этого оскорбления, он добьется справедливости, прежде всего, для того, чтобы предстать с открытым лицом перед своими будущими детьми.