Варужан Аветикян: У нас нет денежных средств, но у нас нет и плана Б
Корреспондент Panorama.am побеседовал с директором Фонда страхования военнослужащих Варужаном Аветикяном о стоящих перед фондом вызовах, способах их решения, административных расходах и причинах изменений в Совете.
Сколько семей погибших и раненых военнослужащих получили компенсацию?
По состоянию на 18:00 27 января Фонд страхования военнослужащих выплатил компенсацию 1527 семьям погибших военнослужащих, 1111 из которых погибли в последней Арцахской войне.
Такие данные в беседе с корреспондентом Panorama.am представил директор фонда Варужан Аветикян, заверив, что на выплату компенсаций по заявкам, поступившим от Минобороны в фонд, требуется всего 5-6 дней, накопившихся заявок нет.
В данный момент фонд реализует также программу «Камурдж» (Мост), бенефициарами которой являются раненые военнослужащие, которые после лечения, скорее всего, получат инвалидность 1 или 2 группы. Подобная программа имеется и для военнослужащих, считающихся пропавшими без вести.
«В рамках программы компенсации уже получают 66 семей. В ближайшие дни компенсации будут предоставлены еще 822 семьям. 43 из них – семьи военнослужащих, которые, с большой вероятностью, получат инвалидность, 779 – семьи пропавших без вести военных», – говорит Аветикян.
Семьи-бенефициары программы «Камурдж» будут получать 300 тысяч драмов в месяц в течение шести месяцев, после уточнения группы инвалидности будет выплачена разница между причитающейся и уже предоставленной суммами.
Чтобы стать бенефициаром программы, военнослужащему или его семье не нужно обращаться в какое-либо учреждение, с ними свяжутся из Министерства обороны.
Какие административные расходы, для бенефициаров фонда не хватает средств?
«В 2017 году, когда закон вступил в силу, отмечалось, что фонд может осуществлять административные расходы (статья 21– ред.), они включают заработную плату, расходы на территорию, обслуживание, коммунальные платежи», – говорит Варужан Аветикян и добавляет: поскольку учредителем фонда является Центральный банк, он взял на себя обязательство, что его сотрудники в течение пяти лет будут добровольно и бесплатно выполнять работу фонда.
Аветикян отмечает, что в этот период расходы осуществлял Центробанк. В течение 2021 года расходы Фонда также будут финансироваться Центральным банком, а после 1 января 2022 года они будут покрываться за счет средств Фонда – в рамках бюджета, утвержденного новоназначенным Советом Фонда.
С 2017 года сотрудники Фонда работали исключительно на общественных началах, обслуживая в среднем 45 случаев в год.
«С 2017 года по 27 сентября 2020 года фонд выплатил компенсацию 416 военнослужащим или семьям военнослужащих, погибших или получивших инвалидность при защите границ Родины. Война все изменила, сейчас у нас тысячи случаев. Это полностью меняет роль и значение фонда, создавая новые вызовы. Фонд будет работать с этими семьями на протяжении 20 лет, выплачивая ежемесячные компенсации», – уточняет директор.
Фонд страхования военнослужащих в настоящее время размещен в отеле «Эребуни Плаза», на территории юридической фирмы, одним из акционеров которой является Аветикян.
У Фонда нет офиса, номера телефона, что, по словам директора, затрудняет работу с бенефициарами. По словам Аветикяна, для того, чтобы работа фонда была более оперативной, прозрачной и эффективной, он должен иметь офис, персонал, быть обеспечен компьютерами и современными средствами.
По словам директора, в дни осенней 44-дневной войны на сайт фонда каждую секунду происходило 4500 атак, но благодаря усилиям специалистов ЦБ работа сайта ни на минуту не остановилась.
«Система должна быть защищена, что подразумевает ресурсы. Некоторые говорят, что будут раздаваться премии, я говорю, что мы опубликуем отчет», – говорит он.
Омбудсмен Арцаха: С 27 сентября 2020г. по 28 января 2021г. ВС Азербайджана были убиты 72 мирных жителя
Почему бы не обратиться за помощью к волонтерам?
«Как я уже сказал, стоящие перед фондом задачи изменились, есть тысячи погибших, получивших инвалидность, пропавших без вести военнослужащих, добровольцев. Я не могу назвать точное число, но, по моим оценкам, будет около 7000-7500 случаев, то есть у фонда будет около 30 тысяч бенефициаров, у каждого случая бывает, как минимум, три бенефициара: отец, мать, жена, ребенок», – говорит директор фонда.
По словам Аветикяна, для обслуживания такого большого числа бенефициаров необходима последовательная и каждодневная работа. Кроме того, сегодня перед фондом стоит задача по сбору средств. После войны волонтеры фонда смогли обеспечить пожертвования в размере 8 млрд драмов.
«Мы сделали это своими усилиями, усилиями наших волонтеров. Но это должно быть непрерывным. Мы должны постоянно работать с Восточным, Западным побережьем США, Европой, Россией. Это подразумевает также подотчетность, составление отчетностей о компенсациях, передача информации. Когда речь идет о тысячах бенефициаров, сборах в миллионы долларов, волонтерство – не лучшее решение. Предположим, волонтер говорит, что не может прийти с завтрашнего дня, в результате прерывается связь с жертвователями», – отмечает он.
Кроме того, фонд должен устанавливать целевые индикаторы перед сотрудниками своего аппарата и требовать их выполнения, например, обеспечение пожертвований.
«В условиях таких вызовов работать с волонтерами – не только невозможно, но и неправильно. Нам нужны оплачиваемые люди, с которыми у нас есть трудовые договоры, у которых есть обязанности, ответственность, которые подотчетны», - говорит Аветикян.
В сложившейся ситуации чем обусловлено формирование нового Совета Фонда?
Получается, что и формирование нового Совета обусловлено появлением новых вызовов.
«Пользуясь случаем, благодарю бывших членов Совета, которые помогали фонду своими предложениями, добрыми советами, участвовали в заседаниях. Теперь нам нужны люди, обладающие знаниями и навыками в управлении финансовыми активами. Я, конечно, не умаляю знаний бывших членов Совета», – говорит директор фонда.
По словам Аветикяна, когда его спрашивают о его плане Б, он честно признается, что его у него нет, есть только план А.
«Не может быть такого, чтобы мы не выплачивали компенсацию семье погибшего, получившего инвалидность или пропавшего без вести военного. Вот почему мы должны отклонить план B, а для реализации плана A мы должны приступить к мероприятиям по сбору средств. Могу сказать, что в Совете будет много людей из Диаспоры, потому что, когда во время войны, после нее и сейчас проходят Zoom-звонки, мне говорят, мол, вы хотите денег от Диаспоры, но не включаете никого от Диаспоры в состав Совета. Это общенациональный вопрос, посему Диаспора должна участвовать в деле преодоления общенациональных вызовов», – говорит директор.
Таким образом, 5 из 7 членов Совета будут назначены Центральным банком на переходный период, 2 члена будут избраны 5-ю уже назначенными членами. Эти 7 участников впоследствии изберут своего коллегу в дальнейшем на вакантное место.
«С первого же дня мы обещали работать прозрачно и подотчетно. Теперь, как только ЦБ предоставит данные о расходах 2021 г., мы их опубликуем. Административные расходы составят до 2% от активов», – заверяет он.
Перевод средств из Всеармянского фонда «Айастан» в бюджет отрицательно сказался на пожертвованиях в фонд
Мы напомнили Варужану Аветикяну, что Всеармянский фонд «Айастан» также обещал быть подотчетным, но перечислил деньги в госбюджет, и до сих пор неясно, на что были потрачены эти суммы.
Оказывается, решение фонда «Айастан» негативно сказалось также на пожертвованиях в Фонд страхования военнослужащих: были люди, которые обиделись и заявили, что лично доставят помощь семьям пострадавших.
«Были доноры, которые сказали, что мы никому денег не дадим. Каждый день у меня были по 5-6 Zoom-звонков с представителями различных общин, они говорят, что никому не доверяют и больше денег не дадут. Однако в результате разговоров с людьми, объяснений, мы смогли получить пожертвования. Было и наоборот, например, OneArmenia решил сделать пожертвование Всеармянскому фонду «Айастан», потом передумал и пожертвовал нашему фонду. Еще один фонд поступил также. Но некоторые обиделись и вообще ушли», – представляет он последствия.
В фонде ощущается нехватка денежных средств?
«Не скрываю, есть нехватка денежных средств, но, как я уже сказал, у нас нет плана Б, суммы надо собрать. Если мы не можем собрать эти суммы, государство должно их предоставить, будь то в долг или безвозмездно», - говорит Аветикян.
Он подчеркивает, что никакое правительство не может избежать проблемы компенсации со стороны фонда семьям погибших, пропавших без вести и получившим инвалидность.
«Будет ли это Пашинян или кто-то другой, им не избежать. Кто бы он ни был, избежание будет его политической могилой. А прежде, чем обращаться за бюджетной помощью, мы должны исчерпать все возможности для сбора денег», - подчеркивает он, добавив, что помимо обязательных компенсаций и пожертвований, фонд также реализует различные программы по организации сбора средств.