Микаел Минасян: Если сегодня самообманом как-то проводили этот день, то что собираетесь делать 9 мая?
Бывший посол Республики Армения при Святом Престоле, в Португалии и Суверенном мальтийском ордене, кандидат исторических наук Микаел Минасян на своей странице в Facebook 28 января написал:
«У нас больше нет армии. С утра люди самозабвенно поздравляют армию с праздником, рассказывают о чести армянского офицера и боеспособности армии. Но я, честно говоря, не понимаю, важнее ли такая степень самообмана, чем реальность.
У армии была миссия защитить армянский народ от внешнего врага. Эта миссия провалилась. Армия могла спасти страну от внутреннего врага. Она этого тоже не сделала.
Мы были, наверное, единственной армией, у которой в прошлую войну после каждого отступления и поражения увеличивалось число национальных героев и генералов. Сколько районов сдавали, столько генералов и героев рождалось.
Однако поток поздравлений и пафос не прекращаются. С Днем армии поздравляют люди, которые создали эту армию и не хотят видеть, что ее сегодня нет. Поздравляют люди, уничтожившие армию. Поздравляют высокопоставленные чиновники, не служившие в армии, поздравляют дезертиры и те, кто не имеет представления, что такое армия.
Я понимаю, что поздравляете, потому что не хотите принимать болезненную реальность, потому что, может быть, это делается по инерции. Сегодняшние власти поздравляют с Днем армии так же, как неверующие поздравляют с Рождеством.
Если сегодня самообманом как-то проводили этот день, что собираетесь делать 9 мая? Тоже поздравлять? Потому что эти явления находятся в той же плоскости: поздравить с днем освобождения Шуши, когда он не наш, то же самое, что поздравить с днем армии, когда она потерпела поражение и разгромлена. Армия состоит из генералов, офицеров, солдат и духа. У нас нет ничего, кроме солдат. Часть из них покоится в «Ераблуре», а некоторые - либо в плену, либо пропали без вести. Я не могу их поздравить, я ни бессердечный, ни циничный, ни неадекватный.
В действительности сегодня нужно было говорить о новой армии, армии нового образца, с новой философией, структурой и целями. Но чтобы начать этот публичный дискурс, нужно признать, что старой армии уже нет. Мы продолжаем обманывать себя.
Мы должны принять болезнь, понять, от кого она, признать, что сейчас нужно нечто другое, а затем говорить о новой силе, новых вооруженных силах, новом герое».