Арман Гукасян: Общество в 2021 году полностью осознает, в каком глубоком кризисе Армения находится
Никол Пашинян недавно заявил, что 2021 год будет годом восстановления экономических амбиций Армении, но, учитывая официальную статистику, я бы назвал 2021-й – годом, когда мы полностью сможем осознать, в каком глубоком кризисе Армения находится. Об этом в ходе телемоста Москва-Бишкек-Ереван-Минск-Нур-Султан заявил лидер партии «Во имя социальной справедливости», эксперт клуба «Глас народа» Арман Гукасян.
Для выхода из кризиса правительство Армении, по его словам, должно проводить экономическую политику, которая будет четкой, понятной и конкретной, необходимы нестандартные решения.
«То, что делало правительство Армении на протяжении минувших 2,5 лет, сейчас работать не будет, поскольку перед Арменией стоят серьезные вызовы», – сказал он.
«Изначально на 2020 год планировался экономический рост в размере 4,8%, но недавно министр экономики Армении заявил, что у нас будет спад в районе 8,5% (спад как по экспорту, так и по импорту). Конечно, пандемия и война в Арцахе нанесли очень большой удар по экономике страны, но власти не смогли выработать правильную и антикризисную политики, в результате чего в 2021 году также люди продолжат чувствовать эти негативные последствия. И, к сожалению, не только сегодня правительство не дает ответов, как решает эти вопросы, так и не представляет общественности, что будет делать дальше», – отметил он.
По словам Гукасяна, при этом известно, что Армения в наступившем году собирается увеличить государственный долг до 8 млрд долларов ($400 млн возьмем у Международного валютного фонда).
«Тот же Пашинян заявлял, что армию развивать можем лишь при развитой экономике, но очевидно, что развитие экономики не может быть имитационным, как это было последние 2,5 года: должны быть представлены конкретные программы и конкретные шаги», – подчеркнул он. Гукасян также добавил, что нам пока еще предстоит узнать все масштабы потерь, которые Армения понесла в течение прошлого года.
Большую роль в оздоровлении армянской экономики, уверен эксперт, может сыграть Евразийский экономический союз, но в любом случае восстановление экономики невозможно без конкретных инструментов и методологии, которая должна быть четко сформулирована правительством Армении.
Что касается вопроса разблокирования транспортных инфраструктур в регионе, Гукасян призвал экспертное сообщество нашей страны проанализировать и представить, какие риски этот процесс может нести в себе, как Армения может минимизировать эти риски и как можно максимально эффективно использовать эту возможность.
«Это – те вопросы, ответы на которые нужны нашим гражданам. Правительство должно честно представить свое видение ситуации и решения по тем вызовам, которые стоят перед Арменией, так как то, что было в последние 2,5 года, это больше работать не будет», – резюмировал он.
В свою очередь гость в московской студии, к.э.н., завсектором Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, доцент финансового университета при правительстве РФ Артем Пылин отметил, что согласен, что Армении пока еще предстоит оценить масштабы потерь и только после этого скорректировать четкую экономическую политику. Но очевидно, что рост экономики, которую МВФ спрогнозировал для Армении в районе 1-3%, нельзя назвать полноценным восстановлением.
По его словам, в лучшем случае экономика Армении может достичь уровня 4-го квартала 2019 года, то есть до кризисных объемов, не раньше 2022 года. И это в том случае, если, подчеркнул он, ситуация не ухудшится.
«Поэтому надо думать над тем, какие возможности открываются перед Арменией в том числе и в связи с разблокировкой транспортных коммуникаций в регионе. Это очень важная тема, поскольку Армения, которая долгие годы находилась в блокаде, получает реальную возможность иметь сухопутную границу с Россией через территорию Азербайджана. Создается рабочая группа, и Армения должна быть заинтересована в том, чтобы получить дополнительную возможность транспортировки своих товаров на российский рынок, так как текущие возможности поставок уже не отвечают возросшим объемам армянского экспорта в Россию», – отметил российский эксперт.