Вардан Восканян – о поездах и месседжах в регионе
Заведующий кафедрой иранистики факультета востоковедения Ереванского государственного университета (ЕГУ) Вардан Восканян, анализируя происходящие в последние дни в регионе события, пишет:
«В последние дни произошли, на мой взгляд, два чрезмерно важных взаимосвязанных события.
Первый грузовой поезд из Турции прибыл в Россию по железной дороге Карс-Ахалкалаки-Баку, за чем сразу же последовало обращение Сухуми к Москве, в котором выражалась готовность открыть железнодорожное сообщение Россия-Армения через Абхазию.
Очевидно, что в контексте программы «разблокировки путей коммуникации» сейчас происходят чрезвычайно примечательные геополитические развития вокруг Грузии, и проблема отнюдь не только в экономической сфере.
Анкара и Баку первым поездом в Россию хотят заверить Тбилиси, что Грузия ни в коем случае не потеряет своего транзитного значения, а даже усилит его.
Между тем, Москва, которая, кстати, еще до обращения абхазской стороны по вопросу запуска железной дороги Сухуми-Тбилиси-Ереван через СМИ уже оказывала некоторое пропагандистское влияние на Грузию, стремится, по сути, обнулить значимость железнодорожной программы, направленной на соединение Армении с Россией через территорию Азербайджана, тем самым ослабляя турецко-азербайджанское влияние.
Если учесть, что в результате разблокировки с чисто технической точки зрения максимально быстро может быть запущена железная дорога Джульфа (Иран) - Нахиджеван-Ереван, то открытием абхазской железной дороги через «материковый» Азербайджан программа железнодорожного сообщения Иран-РФ также существенно потеряет свою актуальность, тем более, что на иранской стороне железной дороги из Астары до Рашта пока нет.
Что должна сделать Армения? С использованием всех своих ресурсов попытаться договориться с Грузией по вопросу открытия абхазского маршрута, что даст также широкую возможность занять гораздо более жесткую позицию по вопросу так называемого «туранского коридора», открыв перспективу для его полной нейтрализации армяно-грузинско-российско-иранскими совместными усилиями».