Л. Аронян: После более года в ожидании выполнения обещания правительства Армении понял – вынужден покинуть родную страну
Всемирно известный шахматист, гроссмейстер Левон Аронян распространил заявление, в котором говорится:
«Дорогие мои,
прошлый год был чрезвычайно тяжелым для всех нас – пандемия, война, в моем случае была и личная трагедия и абсолютное безразличие государства к армянским шахматам. Я оказался перед выбором: бросить дело своей жизни или переехать туда, где меня ценят.
Прождав больше года исполнения обещаний действующего правительства, я понял, что вынужден принять поворотное решение и уехать из родной страны.
Очевидно, что каждый год ожидания перемен – это пустая трата времени с точки зрения моей спортивной карьеры. А я чрезвычайно высоко ценю жертвы, которые принесла моя семья, особенно мама для того, чтобы я стал шахматистом, чтобы не использовать все свои возможности добиться максимума.
Я искренне горжусь тем, что мне выпала честь внести значительный вклад в величайшие достижения армянских шахмат․Три золотые олимпийские медали, золото на первенствах мира и Европы, два Кубка мира, ряд личных и командных побед. Мне кажется, что в шахматах невозможно добиться мировых высот без длительной тяжелой работы и без целевой поддержки государства.
Следует отметить, что существенным фактором нашего шахматного успеха было личное внимание третьего президента Армении Сержа Саргсяна и оказываемая годами важная поддержка.
После революции 2018 года новое правительство обещало продолжить эту линию, однако обещание ограничилось годом частичной поддержки, после чего прекратилось и это. За это время в шахматную арену ворвались новоиспеченные государственные деятели, совершенно не разбирающиеся в этом виде спорта, и, приписывая себе наш успех, начали самоутверждаться – даже путем шантажа. Им удалось расколоть солидарную шахматную семью, которая формировалась годами, и превратить данную сферу в хаос.
Я многократно пытался выразить свою обеспокоенность ситуацией бывшему министру образования, науки, культуры и спорта Араику Арутюняну, другим ответственным сферы, а также премьер-министру Республики Армения – во время единственной встречи с ним за эти 3 года, на которую он выделил строго 15 минут.
Все мои попытки предотвратить пагубные решения, принимаемые в шахматной сфере, провалились. Мне, к сожалению, так и не удалось объяснить новому правительству, что шахматы – это большое наследие нашей страны и что наши успехи в данной сфере – пожалуй, одно из величайших достижений. Лично для меня победы армянских шахмат – вторая причина для гордости в Независимой Армении – после нашей победы в Арцахской освободительной войне 1992 -1994 гг.
И я так и не смог донести до них простую истину, что я прошу государственной поддержки не для себя, а для возможности служить и прославлять нашу Родину своими успехами, которых у Армении может больше и не быть десятилетиями!
Последовал ответ: “Наши эксперты считают, что у Левона Ароняна более нет потенциала”.
Непосредственно после этого “приговора”, на престижном турнире в Ставангере я одержал победу и над чемпионом мира, и над шахматистом номер два в мире.
Годами я получал множество привлекательных предложений из разных стран. Включая и предложение крупного американского мецената, любителя шахмат Рекса Синкфилда, который каждый год повторял свое предложение мне – переехать в Соединенные Штаты. Я всегда мотивировал свой отказ тем, что то, что делает мое государство для развития шахмат – бесценно, что никакая материальная ценность не может сравниться с уважением, которым шахматист пользуется в Армении.
Хочу выразить свою признательность уважаемому Рексу Синкфилду, который продолжает верить в меня и сегодня. Спасибо Фабиано Каруане, который, будучи сильнейшим игроком Америки, поддерживает меня, разделяя мое решение стать товарищем по команде. Я очень благодарен моей семье, родным, друзьям, всем людям, которые знают мои принципы и понимают меня.
Мама часто повторяет армянскую пословицу. “Господь каждого человека испытывает по мере его возможностей”. В моей жизни было много испытаний, каждое новое я принимал со смирением, с желанием быть лучше, чем вчера. Надеюсь, я достойно преодолею и это испытание.
Уверен: пройдет время, и шахматы в Армении вернут свой статус. И вместо закрывающихся шахматных школ и ушедших служителей этого вида спорта мы снова увидим уважение к спорту, где мы, как народ и страна, занимали и, считаю, займем свое прежнее твердое место.
А пока хочу еще раз заверить, что всеми нитями связан с Родиной и буду продолжать делать все возможное и невозможное для своей страны – даже издалека».