Хачик Назарян: Зафиксируем, что состояние науки в Армении – критическое, ученый – под угрозой исчезновения
Наука – тот спасательный круг, который может вывести государство из кризисной ситуации. Между тем, научный потенциал в Армении сокращается с огромной скоростью и огромными темпами.
Именно с такой убежденностью и тревогой десятки ассоциаций с более чем 700 компаниями выступили с инициативой «Гитуж» («Сила науки»), требование которой состоит в постоянном увеличении объема ассигнований, выделяемых государством на науку.
Петиция была опубликована на сайте Change.org, ее подписали уже около 5600 человек.
«Наука является источником питания для всех остальных сфер и отраслей», – в беседе с корреспондентом Panorama.am отмечает инженерный директор компании Vmware, соучредитель клуба Techնոտուն, член правления Союза предприятий передовых технологий Хачик Назарян.
Сейчас наука часто связывается с технологическим развитием, но Назарян напоминает, что наука – повсюду: в политологии, дипломатии, лингвистике, тюркологии ...
«Пробелы в области этих гуманитарных наук оказали на нашу страну большее негативное влияние, нежели даже пробелы в технологической сфере. Сейчас удобно ссылаться на технологическую сферу, сферу безопасности, ибо там пахнет бизнесом и доходами, но кто может измерить, какой вред наносит нам поражение нашей дипломатической мысли? Война в Арцахе – один из ярких тому примеров», – говорит Назарян.
Он придает важность связи образование-наука, но еще больше – связи наука-образование. Технолог подчеркивает, что производитель знания – это наука, высококлассного специалиста подготавливает именно наука.
«Все забывают, кто пишет учебники. Все это научный результат. Лучший способ получить высшее образование – обучаться у ученого-исследователя. Другими словами, связь науки и образования сильнее и важнее. Сейчас все говорят, что надо приводить ситуацию в порядок, начиная с детского сада. Верно, но кто должен наводить порядок, с какими знаниями, по какой модели? Эта модель – знания, применяющий эти знания специалист, они не рождаются на пустом месте. Мы можем подумать, мол, ну ладно, в мире много знаний, разве нам обязательно их производить, давайте просто возьмем и применим. Все верно. Но даже для того, чтобы взять эти знания и адаптировать, локализовать, нам все равно нужны знания и специалисты», – поясняет он.
Специалисты, хорошо представляющие положительные результаты финансирования науки, вынуждены объяснять властям сложившуюся сегодня в стране крайне негативную ситуацию и возможные негативные и необратимые последствия, если они не предпримут шагов, вынуждены требовать смелых и революционных шагов.
«В стране, где когда-то было 40 000 ученых, сегодня – всего 4 000 ученых, большинство из них – пожилого возраста. Это реально бездна. Молодой ученый идет до PHD и исчезает. Очевидно, что если еще пять лет ничего не предпринимать, то в Армении ученые просто исчезнут. Этот вопрос настолько актуален, что нужно начинать увеличивать финансирование без обсуждения, чтобы хотя бы суметь сохранить то, что есть. По возможности следует организовать иммиграцию молодых ученых.
Вовсе не обязательно, чтобы эти люди приезжали и жили в Армении, они могут получить возможность преподавать удаленно, удаленно управлять лабораториями. Проблема актуальна. Именно эта срочность фиксируется, все остальные трудности спорны», – подчеркивает Назарян, признавая, что решить проблему сложно, но эти трудности не должны становиться преградой и препятствием, чтобы отступить от решения проблемы.
В результате встреч с представителями правительства член инициативы «Сила науки» пришел к выводу, что, например, отраслевой министр не зафиксировал, что проблема актуальна. Он с сожалением отмечает, что не видит у министра сильной воли для преодоления этих трудностей.
«В целом, проблема зафиксирована другими, но, к сожалению, до практических шагов это пока не приводит. Были встречи, публичные обещания, но, все равно, мы не видим долгосрочных обязательств. Например, нам обещали, что в этом году в бюджете увеличится финансирование, но это очень небольшая цифра, а подход не является стратегическим. Мы хотим, чтобы в законе было закреплено, что финансирование сектора будет увеличиваться с каждым годом, была процентная связь с ВВП, чтобы страна направила научному сообществу и миру четкий месседж, что финансирование будет увеличиваться с каждым годом. То есть, что правительство берет на себя долгосрочные обязательства. Мы констатируем: хотя и есть устные обещания, но данные решения никоим образом не соответствуют актуальности и глубине проблемы», – говорит предприниматель.
Напомним, представители инициативы требуют немедленного увеличения государственных ассигнований на науку по следующему принципу:
1. В 2021 году увеличить предусмотренные государственным бюджетом ассигнования на научную и научно-техническую деятельность не менее чем на 50%, направив их в программы финансирования целевых научных тем.
2. Закрепить в регулирующем сферу науки Республики Армения законе, что государственные ассигнования на научную и научно-техническую деятельность должны постепенно увеличиваться в соответствии со следующим графиком: 2022 год – не менее 2% бюджета, 2023 год – не менее 3% бюджета, начиная с 2024 года – не менее 4% бюджета (примерно 1% ВВП).
Назарян подчеркивает, что произошла беспрецедентная консолидация с требованием увеличения ассигнований на науку, в этом вопросе сотрудничают даже компании, которые являются врагами друг друга и находятся в острой конкуренции друг с другом.
«В условиях такой консолидации слышать такие решения от правительства разочаровывает. Что нам делать, бросить работу, тратить все ресурсы на борьбу? Если сделать шаг навстречу нам, ресурсы этих компаний могут быть использованы, чтобы сделать решение проблемы эффективнее в десять раз. Но когда не видишь шага навстречу – возникает глубокое разочарование, не знаешь, как быть.
Сейчас, быть может, они меня послушают и придут в удивление, мол: хочешь звезды с неба? Но этого хочу не я, этого хочет общество. В конце концов, хотя бы это правительство должно понимать, в чем состоит общественный спрос. Теперь я должен радоваться, что двое в галстуках нашли время на встречу со мной? Нет. Я не радуюсь этому. Это их работа, они ее и выполняли. Но меня совсем не устраивает такой отклик, он гораздо менее стратегический, чем мы ожидаем», – так обосновывает недовольство собеседник Panorama.am.
Кстати, инициатива выступила с заявлением по итогам встречи с представителями правительства, сделав болезненные выводы:
Присоединившийся к требованию увеличения финансирования сферы науки Назарян еще раз напоминает и подчеркивает: выделяемые на науку средства – это не расходы, а инвестиции, они могут принести как краткосрочные, так и долгосрочные результаты.
«Конечно, после войны в стране есть социально-экономические проблемы, нехватка денег, но ассигнования на науку – одно из тех уникальных вложений, которое позволяет получать крупные доходы. Именно в этой ситуации наука – это тот спасательный круг. Если мы возьмем мировую историю – увидим, что многие страны поступили именно это: в условиях множества проблем и ограниченных ресурсов инвестиции были сделаны в области науки, которая обеспечивает серьезные скачки.
Это не расходы, это инвестиции, и это именно тот шанс, который может обеспечить увеличение ресурсов. В конце концов, в стране меняется культура, когда героем становится ученый. Это дает надежду на будущее», – резюмирует Назарян, подчеркивая, что есть специалисты, среди них немало и безумцев, которые могут повести за собой многих.
Не любящий пафоса технолог говорит, что сфера науки в критическом состоянии, но ее можно спасти, специалисты есть, они конкурентоспособны, особенно в новых направлениях науки – биоинформатика, искусственный интеллект и пр..