В Ереване обретшие вторую жизнь раненые военные дарят вторую жизнь бабочкам
В Реабилитационном центре защитника Отечества в Ереване многие из получивших во время войны, развязанной Азербайджаном 27 сентября 2020 года войны против Республики Арцах (НКР), ранения военнослужащих находят для себя новое занятие. Для них организованы различные курсы. Сейчас ребята изготавливают композиции из бабочек.
Выставка-продажа работ, изготовленных руками военнослужащих, состоится 3 апреля в 16:00 в Реабилитационном центре защитника Отечества. Выставка – благотворительная. Все вырученные от продажи средства парни решили перечислить Дому солдата.
Генрик Шакарян – офицер, получивший огнестрельное ранение на одной из северных рубежей Арцаха. В настоящее время он проходит лечение в Реабилитационном центре.
Именно здесь он впервые пробует свои силы в сфере искусства.
«Изготавливаем композиции из бабочек. Эта работа мне очень понравилась, поскольку после всех процедур, тренировок и занятий, занимаясь бабочками, можно расслабиться и развеяться. Это скорее хобби», – рассказывает в беседе с корреспондентом Panorama.am разведчик Генрик.
Офицер Геворк Карапетян служил в одной из воинских частей, дислоцированных на юге Арцаха. Он находился на поле боя с первого дня войны. 25 октября он был ранен ударом с самолета противника.
Геворка также успокаивает работа с бабочками.
«Наша команда намерена продолжить эту работу и в будущем», – отмечает офицер.
Военнослужащий срочной службы Айк Жамкочян получил огнестрельное ранение 16 октября в районе Гадрута. Айк был одним из первых военнослужащих, проходящих службу в армии по программе «Это я». Его должны были демобилизовать 27 января этого года.
«Когда началась война, мы были на боевых позициях, несли дежурство, когда заметил, что что-то взорвалось наверху. Наши сбили азербайджанский дрон. Так и началось. Все началось внезапно.
Обстрелы в нашем направлении были интенсивными. Мы пытались отступать, перегруппироваться и снова атаковать. Во время отступления меня и ранил снайпер противника. Всего из роты мы потеряли 5 человек, еще 6 получили ранения. После вывода нас, раненых, ребятам удалось отбросить войско противника», – рассказывает он.
По профессии Айк – инженер-энергетик, его очень привлекла работа с бабочками, и ему хотелось бы продолжить эту работу и после того, как он покинет Реабилитационный центр.
«Мне нравится разнообразие бабочек, их цветовые оттенки. Работа с бабочками переносит в совершенно другой мир, это приятно», – говорит он.
Добровольцу Петросу Эфенджяну идея создания композиций из бабочек понравилась с самого начала.
«Подумал, что отдохну, тем более, что мне нравится работать с мелкими деталями. Есть планы продолжить эту работу в будущем, но я не могу сказать на 100%, это будет зависеть от продажи экспонатов выставки, откликов, результата моего лечения.
Я отдыхаю во время этой работы. Я провожу больше времени со своими добрыми мыслями. Осознаю также, что мы делаем доброе, хорошее дело, что доставляет мне еще больше удовольствия», – говорит он.
Петрос находится в Реабилитационном центре уже месяц. До этого три месяца лечился в МЦ «Эребуни».
Он рассказывает, что отправился добровольцем на фронт в первый же день войны и 14 октября был ранен врагом. Принимал участие в боевых действиях в Карвачаре.
«Вражеский самолет нанес удар по нашему укрытию, некоторые из парней погибли, а некоторые из нас были ранены. Было непросто вывезти меня оттуда. Географическое положение было неудобным, а мне требовалась срочная медпомощь. Мы не могли выехать на трассу, потому что ВС Азербайджана наносили удары. Отправились в путь по грунтовой дороге, что заняло часа 3-4, мне было больно. Слава богу, мы выжили», – вспоминает Петрос.
Он не ожидал такого исхода войны, хотя всегда и предполагал худшее.
«В тот день (подписания трехстороннего заявления Еревана, Москвы и Баку от 9 ноября 2020 года. – ред.) я лежал в больнице, спал. Я не мог уснуть без обезболивающих и снотворных. Когда я проснулся, вокруг стоял шум, люди сказали, что мы потеряли земли. Я воспринял эту новость тяжелее, чем тот факт, что не могу ходить.
Мне сделали несколько уколов, но я все равно не мог уснуть», – рассказывает Петрос, вспоминая те тяжелые дни.
У Вардана Варданяна, географа по профессии, работа с бабочками начала получаться с первых же дней.
Географ Вардан и подумать не мог, что однажды он будет иметь «дело» с бабочками. Даже пройдя через горечь и жестокости войны, он все равно пытается шутить.
«Теперь я по профессии стал изготовителем композиций из бабочек», – смеясь, говорит Вардан и добавляет:
«Даже после выписки из Реабилитационного центра я, по всей вероятности, продолжу эту работу, так как это очень близко моему сердцу, стало хобби.
Когда работаю с бабочками, думаю о разных вещах, но в основном не о грустных, не о военных днях. Я не хочу обременять бабочек этой негативной информацией».
Он был ранен 10 октября ударом вражеского беспилотника «Байрактар». Были повреждены легкое, рука, позвоночник. У Вардана сейчас проблема только с позвоночником.
«Мы в любой момент были готовы к войне. Нам очень многое помешало на этой войне, но и помогло. Это скорее несколько политические темы, не хочу распространяться…
Всегда ожидаешь разных исходов: и хорошего, и плохого », – отмечает Вардан Варданян.
Офицера с поля боя вытащили его солдаты, в очень плохих условиях.
«Вокруг меня разрывались снаряды, вокруг были взрывы. Меня эвакуировали мои солдаты и доставили в госпиталь», – указывает Вардан, добавляя, что, когда он был в сложном психологическом состоянии, ему особенно помогли разговоры с ребятами-сослуживцами.
Военнослужащий срочной службы Сейран Согоян ведет страничку в Instagram, где представлены изготовленные ребятами композиции.
«Отклики очень хорошие, мы достаточно активно продвигаемся вперед. Желающие приобрести работы – в основном из-за рубежа, что нас еще больше воодушевляет. После выставки-продажи мы будем работать и в этом направлении, отправляя работы за границу, организовав доставку в области Армении», – с энтузиазмом говорит Сейран.
Он был ранен 5 октября в Джабраиле – выстрелом снайпера врага.
«Я танкист, снайпер попал в меня, когда я наносил очередной удар из танка. Меня оттуда было сложно эвакуировать, но благодаря сослуживцам удалось спасти мне жизнь», – отмечает Сейран.
Затем мы побеседовали с автором проекта и участницей группы Хелен Аракелян.
Она рассказывает, как решила выступить с такой инициативой: «Я думала, что могу сделать, чтобы поддержать ребят, думала над тем, что им поможет. Я не занималась этой работой уже 10 лет. Но я поняла, что эта работа поможет ребятам, потому что ручная работа успокаивает нервную систему. Кроме того, красота, процесс созидания занимают мысли человека. Творческая работа, красота их очень радуют. Я не ошиблась.
Сначала многие смотрели на это с опасением: бабочки, военные… Но когда мы встретились, поговорили, я поняла, что надо это сделать.
При работе над бабочками я поняла, каков главный месседж этих ребят народу: как они там, на передовой сражались, защищали Родину, были яркими образцами носителей патриотизма, так и сейчас. Они выполняют эти работы не только для собственного блага, чтобы развеяться, но и чтобы почувствовать себя лучше, так как хотят передать все вырученные средства этому центру. Казалось бы, они нуждаются в помощи, но они сами хотят помочь своим товарищам, которые проходят лечение здесь».
По ее словам, эти работы даются ребятам нелегко, это очень кропотливый труд. «Сколько у мужества и доброты должно быть в душе человека, чтобы так усердно трудиться сегодня? Во многих случаях они игнорируют свою боль, чтобы заработать средства и перечислить их центру, чтобы их товарищи также могли получить помощь в центре», – указывает она.
Хелен, учительница по профессии, приехала в Армению два месяца назад из Лос-Анджелеса, чтобы как-то поддержать ребят.
Она отмечает, что бабочек, используемых в композициях, разводят в питомниках, в основном заказывают их из Флориды, Канады, есть бабочки, высушенные с 1982 года, они оставались в хранилищах.
Хелен учит ребят всему. Они полируют, покрывают лаком, сушат ветки яблони, груши, вишни, сирени, после чего дизайнеры решают, как будет создана композиция. Бабочкам не придают никакой окраски, их только обрабатывают, чтобы они не гнили.
«Ребята делают эту работу с любовью. Сильных, смелых ребят успокаивает работа с такими нежными бабочками.
Раненые военные здесь, в Реабилитационном центре, получают вторую жизнь и дают жизнь бабочкам. Иногда бабочки повреждаются, но ребята не желают их бросать, говорят: они ранены, как и мы, нужно их использовать, попытаться вылечить их. Эти ребята подвергают все переосмыслению», – говорит Хелен Аракелян.
Автор: Татевик Манукян
Фото: Лилиан Галстян