Арам Дживанян: Нужны кардинальные перемены в сфере науки, маленькие шаги лишь продлят агонию пациента
Арцахская война, ее ход, понесенное поражение и последствия заставили нас по-новому оценить науку, ее силу и роль в построении мощного государства.
Письмо с предупреждением о плачевном состоянии науки в Армении и необходимости увеличения финансирования данной сферы было направлено в правительство директорами и учредителями более 100 технологических компаний еще до войны – в начале 2020 года.
«Процесс реагирования на наше письмо был прерван сперва из-за обусловленных пандемией коронавируса ограничений и ситуации, а затем из-за войны. После войны стало намного очевиднее, что проблема номер один, на которой нужно сконцентрироваться всей страной, – это наука и создание наукоемкой экономики», – в беседе с корреспондентом Panorama.am говорит член инициативы «Гитуж» («Сила науки»), соучредитель компаний Firo и Skycryptor, кандидат технических наук Арам Дживанян.
Ученый-предприниматель утверждает, что реализация шагов по созданию наукоемкой экономики должна начаться как можно скорее, при этом он отмечает, что с результатами придется подождать.
Инициатива в настоящее время проводит сбор подписей с требованием увеличения объема ассигнований, выделяемых государством на науку. Петиция была опубликована на сайте Change.org, ее подписали уже около 5600 человек, а также десятки ассоциаций – с более чем 700 компаниями.
«Это означает, что увеличение финансирования науки стало общественным требованием. Нет другой такой инициативы, вокруг которой бизнес-сообщество консолидировалось бы до такой степени», – отмечает Арам Дживанян.
По его словам, были встречи с представителями правительства, исполнительная власть осведомлена о ситуации, проблеме, требовании, но нет четких и достаточных обещаний касательно действий.
«Маленькие шаги здесь ничего изменить не могут, образно говоря, они могут лишь продлить агонию пациента. Здесь нужны кардинальные перемены, в рамках другой логики, нужна четкая стратегия», – убежден ученый.
Участники инициативы также представили предложения в петиции:
1. В 2021 году увеличить предусмотренные государственным бюджетом ассигнования на научную и научно-техническую деятельность не менее чем на 50%, направив их в программы финансирования целевых научных тем.
2. Закрепить в регулирующем сферу науки Республики Армения законе, что государственные ассигнования на научную и научно-техническую деятельность должны постепенно увеличиваться в соответствии со следующим графиком: 2022 год – не менее 2% бюджета, 2023 год – не менее 3% бюджета, начиная с 2024 года – не менее 4% бюджета (примерно 1% ВВП).
«Если эти предложения будут приняты, то государство даст сигнал молодежи о том, что сфера науки в Армении будет развиваться и не будет в такой неопределенности, как сейчас. Долгосрочное обязательство по отношению к научной сфере, построение позитивных ожиданий и предсказуемость – чрезмерно важны для обеспечения качественных изменений», – говорит соучредитель Firo и Skycryptor.
По словам Дживаняна, одна из причин плачевного состояния науки заключается в том, что годами власти и ответственные за сферу руководствовались логикой превращения науки в продукт.
«Финансирование науки – это не только получение краткосрочных результатов – в виде денег. Это должно быть долгосрочное стратегическое вложение, поскольку это, в первую очередь, влияет на наше образование, а также на отношение нашего общества к знаниям. Я не сомневаюсь, что благодаря науке произойдет становление бизнесов, создающих существенную добавленную стоимость. Но давайте приведем другой аргумент: чем больше будет развивающих деятельность ученых, тем более хорошее образование наши дети начнут получать в вузах, хорошее университетское образование сразу отразится на школах и детских садах.
Представьте, что мы можем обеспечить приезд в Армению 1000 хороших ученых, которые будут работать в армянских вузах. Как присутствие 100 новых, активно работающих и хороших ученых в каждом вузе качественно изменит уровень и качество нашего образования? Их студенты могут не заниматься наукой, но они пойдут в сферу общественного уже с другим мировоззрением, войдут в бизнес-среду с возможностью взглянуть на проблему с другой глубиной. Мы сегодня лишаемся именно вот этого», – подробно представляет результаты возможного увеличения финансирования сферы науки Арам Дживанян.
Он подчеркивает, что в Армении есть очень хорошие научные школы, есть специалисты.
«Например, у нас есть сильные научные школы по различным фундаментальным наукам – таким, как физика и химия, но наши старшие ученые, которые являются столпами этих школ, уже достигли пенсионного возраста. Чтобы сохранить существующие хорошие школы, тем более, чтобы развивать новые отрасли, нам необходимо обеспечить приход молодежи в сферу науки, нужно успеть обеспечить обмен знаниями со стороны старшего поколения, а это возможно только при наличии достаточного финансирования», – отмечает представитель инициативы, добавляя: благодаря увеличению финансирования возможно и можно реализовать и совершенно новые программы.
Одной из программ может быть организация возвращения молодых армянских ученых, получивших образование в других странах. Приехав, они могут принести новые знания, новую культуру, широкое мировоззрение. В результате бесед и дискуссий с друзьями-учеными, работающими за рубежом, Арам убедился, что многие с радостью вернутся в Армению.
«Мой друг – один из наших лучших молодых физиков, после окончания аспирантуры он уже успел проработать в четырех странах. И если мы сможем платить им зарплату в размере 2000-3000 долларов, они, в конце концов, приедут и останутся в Армении. Смогут ли несколько сотен таких людей, вернувшихся на Родину за несколько лет, оказать качественное влияние на общество или нет? Даже если они не создадут беспилотники Bayraktar, произойдут качественные изменения или нет? Вот на чем должна строиться логика», – говорит собеседник Panorama.am.
По его мнению, это будет способствовать осознанию сниженной ценности и роли ученого, в результате такого отношения к ученым в целом изменилось или кристаллизовалось отношение общества к знаниям.
«Пусть это не прозвучит грубо, но именно поэтому сегодня у нас больше горе-политологов, нежели политологов, горе-экономистов, нежели экономистов», – говорит Арам Дживанян, который благодаря знаниям, полученным в пройденной им научной школе, смог создать инновационные криптографические алгоритмы компании Firo, на которых и основан весь бизнес.
Ученый-бизнесмен обрисовывает два возможных сценария: если происходит постоянный рост финансовых ассигнований на сферу науки, это приводит к повышению роли ученого, уважения к нему и, конечно, в то же время создаются каналы для обеспечения прихода молодых людей в сферу науки. Это, в свою очередь, уже оказывает прямое влияние на уровень образования, возможно, не сразу, но напрямую влияет на бизнес и экономику.
Но качественно новое образование окажет свое цепное влияние на все сферы, в том числе и на общественное управление. А повышение по достоинству роли и находящегося на низком уровне социального статуса ученого окажет позитивный мультипликативный эффект на самых различных общественных процессах.
«Таким образом, вектор развития и оздоровления нашей экономики и общества пойдет вверх, ситуация будет постепенно меняться на всех уровнях. Благодаря активным, уважаемым ученым-преподавателям у нас будет качественно более хорошее высшее образование, в частности, более хорошие педагоги, с приходом которых в школы у нас, как следствие, будет более хорошее школьное образование. Из школ в вузы будут поступать более сильные дети.
А в развитие той же логики, из стен вузов выйдут более сильные специалисты, с более широким мировоззрением, пойдут в науку, другие отрасли экономики, в сферу общественного управления.
Если мы попытаемся представить различные сложно взаимосвязанные звенья экономики как часовой механизм, то есть шестерни, соединенные между собой разными формами, которые вращают друг друга, то наука является тем ключом, благодаря которому шестерни начнут работать в правильном направлении, набирая обороты», – перечисляет кандидат технических наук возможные результаты.
А если финансирование не увеличится, останется неизменным, кардинальных шагов не будет предпринято, то, по словам нашего собеседника, более 50% научных руководителей, которые уже пенсионного возраста, уйдут из сферы через пять лет.
«Будет резкий спад, и после этого будет намного сложнее восстановить эти научные школы, это потребует больше финансов и времени, если, конечно, мы осознаем и захотим создавать их. А пока мы ясно видим негативное влияние длившегося десятилетия отношения к науке и, как следствие, негативное воздействие нынешнего плачевного, критического состояния науки на все сферы», – резюмировал Дживанян.
Смежные статьи
- Хачик Назарян: Зафиксируем, что состояние науки в Армении – критическое, ученый – под угрозой исчезновения
- Биохимик Оваким Грабский: Без науки невозможно развития