Зограбян: Для борьбы с клеветой и оскорблениями Пашинян мог щелкнуть пальцами и закрыть инкубатор фейков
Вчера парламент 76 голосами «за» и 39 «против» принял во втором чтении в полном объеме законопроект об увеличении размера штрафов за клевету и оскорбление, представленный проправительственным депутатом Аленом Симоняном. Таким образом, он предлагает установить штраф в размере до 3 миллионов драмов вместо действующего 1 миллиона за оскорбление и до 6 миллионов драмов - вместо 2 миллионов за клевету.
Какие проблемы может принести законопроект с точки зрения свободы слова? Корреспондент Panorama.am поговорил на эту тему с депутатом фракции НС «Процветающая Армения» Наирой Зограбян.
Panorama.am.: Госпожа Зограбян, каким образом принятый закон может препятствовать и ущемлять свободу слова?
Н. Зограбян: Да! Этот проект - не что иное, как прямой удар по свободе слова. Я одна из тех деятелей, кто больше всех стал объектом нападок, клеветы и оскорблений со стороны различных государственных деятелей, правительственных фейков. Каждый день правительственные фейки, которые координируются разными депутатами правительства, с четкой дозировкой превращают меня в мишень для оскорблений, клеветы, ненависти и ругательств. И кажется, что я должна быть одним из первых заинтересованных лиц, чтобы этот закон был принят.
Но я уверена, что этот шаг делается только для того, чтобы заставить замолчать свободу слова и СМИ.
А правительственные фейки продолжат свою политику ненависти, вражды, оскорбления, сквернословия, перешедшую все красные черты самого хулиганского, самого омерзительного, самого презрительного.
Panorama.am.: В таком случае, когда, на Ваш взгляд, ограничивается свобода слова, оправдано ли молчание международных структур?
Н. Зограбян: Меня удивляет каменное молчание Венецианской комиссии, Совета Европы, международных структур. Когда Армения декриминализовала оскорбление и клевету, в ходе этих обсуждений было отмечено, что штрафы за оскорбление и клевету должны быть логичными, а сегодня, установив штраф в размере 6 миллионов драмов за клевету, власти закрыли рот всем, кто может высказать свои разумные сомнения и мнение.
Они хотят закрыть рты людям, которые, например, могут сказать, что у них есть легитимные подозрения, что изначально в Арцахской войне имело место договорное поражение.
За этим может последовать и то, что суды их собственного кармана решат, что это клевета в адрес правительства, и тем самым закроют рты всем политическим оппонентам и СМИ в целом. Меня ужасает безразличие нашего общества ко всему, что происходит сегодня в Армении против свободы слова.
Panorama.am.: Тем не менее, как депутат, занимающийся вопросами прав человека, собираетесь ли вы обращаться в международные структуры?
Н. Зограбян: По принятому законопроекту я обязательно обращусь в международные структуры.
Я уже подготовила свои замечания по законопроекту и в ближайшие дни отправлю их Венецианской комиссии, Комиссару Совета Европы по правам человека и другим европейским структурам. Я сделаю это, потому что не считаю этот проект борьбой с оскорблениями и клеветой.
Самый короткий путь борьбы с оскорблениями и клеветой - чтобы Никол Пашинян дал инструкции и за 10 минут закрыл фейковую индустрию, являющуюся главным инкубатором оскорблений, клеветы, ненависти и вражды. А этот законопроект призван заставить замолчать свободные СМИ и оппонентов власти.
Panorama.am.: Разве неудивительно, что за законопроект проголосовали также те проправительственные депутаты, которые раньше были журналистами?
Н. Зограбян: Меня больше ничего не удивляет. Для меня больше нет ничего удивительного, потому что многие проправительственные депутаты, которых я считала принципиальными людьми, каждый день попирают Конституцию, принимая множество неконституционных законов, вносимых Правительством.
Panorama.am.: А если бы этот проект внесли тогда, когда Никол Пашинян был еще журналистом, как вы думаете, что бы он сделал?
Н. Зограбян: Никол Пашинян разорвал бы все площадки, поднял бы на ноги общественность и на всех встречах с международными наблюдательными миссиями сделал бы проблемой номер один то, что свобода слова замалчивается в Армении.
И он сделал бы это совершенно справедливо. Повторяю, цель проекта Алена Симоняна - не бороться с оскорблениями и клеветой, а заставить замолчать оппонентов. Если бы их борьба была против клеветы и оскорблений, Никол Пашинян мог щелкнуть пальцами и закрыть инкубатор фейков.
А поскольку мы входим в этап выборов, и на этом этапе политические силы представят свою позицию относительно причин поражения в Арцахской войне, правительство попытается таким образом заставить их замолчать. Таким образом они попытаются трансформировать заявления политических сил в оскорбления или клевету, и подвергнуть людей, политические силы и СМИ неестественным штрафам. Именно с этой целью они разработали этот антидемократический проект закона.