Конституционный суд подтвердил мнения Венецианской комиссии и Европейского суда – Ара Казарян
«Конституционный суд подтвердил мнения Венецианской комиссии и Европейского суда по правам человека: статья 300.1 Уголовного кодекса не имеет правовой определенности. Это означает, что статья 300.1 УК РА не может быть применена, и она считается недействительной со дня ее создания», – сказал адвокат Ара Казарян во время обсуждения на тему «Решение Конституционного суда и судьба «дела 1 марта»».
Он отметил, что решение Конституционного суда означает, что все дела, которые были возбуждены или возбуждаются или находятся в производстве на основании этой статьи, должны быть просто прекращены.
«Одно из юридических последствий состоит в следующем: если эта статья положена в основу обоснованного подозрения при применении меры пресечения в виде заключения под стражу, это означает, что вся плоскость содержания под стражей также автоматически считается незаконной. По этому поводу есть даже конкретная позиция Европейского суда», – сказал юрист.
Говоря о деле «1 марта», Ара Казарян отметил, что нельзя сказать, что статья 300.1 УК обобщает в себе все дело «1 марта», в результате поствыборных событий 1 марта 2008 года погибли граждане, получили телесные повреждения, а это значит, что «дело 1 марта» касается непропорционального, незаконного применения смертоносной силы.
«Отчасти она может быть связана с обвинением в свержении конституционного строя, поэтому нельзя сказать, что дело «1 марта» провалилось.
Можно сказать, что ее часть потерпела неудачу. Но как в свое время указал Конституционный суд, если есть состав преступления, уголовное дело не может быть прекращено. Если у нас есть погибшие граждане и пострадавшие, то это дело нельзя прекращать, его нужно открывать, проводить расследование – до полноценного восстановления нарушенных прав жертв», – указал он.
Что касается замечаний о том, что прокуратура должна переквалифицировать уголовное дело, возбужденное на основании предполагаемого свержения Конституционного строя, А. Казарян отметил, что в ходе судебного разбирательства наше законодательство, в частности статья 309.1 Уголовно-процессуального кодекса, позволяет прокурору изменять обвинение, хотя Кассационный суд установил довольно высокие стандарты в своем прецедентном решении.
«Невозможно изменить обвинение на основании тех же фактических обстоятельств – в соответствии с прецедентным правом. А изобрести что-то новое очень сложно, потому что нужно иметь соответствующие доказательства. И учтите, что чем больше устаревает расследование уголовного дела, то есть с момента тех событий прошло 12 лет, тем сложнее собрать доказательства. В связи с этим считаю, что прокуратура не может пойти по тому же пути во второй раз, и остается презумпция невиновности, то есть – отказаться от обвинения», – сказал адвокат.
Смежные статьи
- Эрик Алексанян требует, чтобы Анна Данибекян извинилась перед ним
- Офис Роберта Кочаряна прокомментировал решение КС Армении