В Грузии заморожен проект строительства турецкой компанией ГЭС
Строительство Намахванской ГЭС очень важно для энергобезопасности Грузии, но на фоне акций протеста местных жителей и экоактивистов, строительство ее плотины будет приостановлено на 9−12 месяцев. Об этом заявил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили в ходе посещения ИнгурГЭС, где он ознакомился с ходом ремонтных работ.
«Мы договорились с компанией (турецкой компанией ENKA — EADaily), все будет проверено еще раз, в том числе с привлечением грузинских и зарубежных специалистов. Также еще раз будет проверено воздействие строящейся ГЭС на окружающую среду, нанесет это вред или нет», — сказал Гарибашвили.
Премьер-министр Грузии отметил, что массовые протесты против строительства Намахванской ГЭС «демонстрируют признаки гибридной энергетической войны против Грузии».
«Я хочу отделить людей, которые искренне вовлечены в этот протест от тех политически ангажированных граждан, которых поощряют и вдохновляют иностранные государства, что вызывает тревогу… Это какая-то необдуманная и антигосударственная риторика, которая мешает отношениям с соседними государствами, с инвесторами, конечно же, она должна прекратиться», — сказал Гарибашвили.
Премьер-министр Грузии также напомнил, что потребление электроэнергии в Грузии с каждым годом растет, следовательно растет и ее импорт. Поэтому, по его словам, «чрезвычайно важно поощрять строительство гидроэлектростанций, включая большие, малые, средние и микрогидроэлектростанции».
Комментируя заявления местных жителей, сделанных в ходе акции протеста против строительства турецкой компанией ENKA каскада Намахванской ГЭС, посол Турции в Грузии Фатма Джерен Язган назвала их «антитурецкими и тюркофобскими».
«Для меня было неожиданностью увидеть протесты, которые начались почти через год после подписания соглашения. Второе, что меня удивило, — это антитурецкая, тюркофобская, а в некоторых случаях исламофобская пропаганда. Это вызывает больше беспокойство, я уважаю грузинскую культуру, православная вера является неотъемлемой частью грузинской идентичности, но, когда крест воздвигают на строительном участке и утверждается, что они не хотят турецкую компанию в Грузии, у меня появляются сомнения, что это не та Грузия, которую я знаю», — сказала дипломат в интервью оппозиционному телеканалу Formula.
Комментируя установление креста на территории, где начаты подготовительные работы по строительству ГЭС, Язган отметила, что это «очень чувствительная тема», которая не должна создавать прецедент для турецких инвесторов.
«Когда мы говорим о религиозном нарративе, который мы видели, если бы компания была из Израиля, Италии, Америки, кто-нибудь установил бы крест? Я не знаю. Поэтому я хочу задать вопрос людям: почему вы вносите религиозный символ? Я думаю это очень сенситивно. Я не хочу, чтобы это создавало прецедент для турецких инвесторов. Стоящие за этим хотят прекращения двух вещей: комфортных отношений турецких инвесторов в Грузии, второе касается вопроса энергобезопасности», — отметила посол.
Проект Намахванской ГЭС предусматривает строительство двух независимых ГЭС в долине реки Риони: ГЭС Квемо Намахвани (333 мВ) и Земо Намахвани (100 мВ). Годовая выработка каскада — 1 500,00 ГВтч, что может покрыть до 12% годового потребления Грузии. Между тем протесты против строительства ГЭС уже почти полгода продолжаются в ущелье реки Риони — сначала в селе Джонети, а затем в Намахвани. Протестующие требуют, чтобы правительство остановило строительство и расторгло контракт с турецкой компанией ENKA, а также чтобы компания покинула ущелье Риони.