НАН Армении и ЕГУ: Некоторые положения Закона РА «О высшем образовании и науке» противоречат Конституции
Отдельные положения закона РА «О высшем образовании и науке» (принят НС РА 24.03.2021 г) противоречат Конституции Армении, говорится в совместном заявлении Ереванского государственного университета (ЕГУ) и Национальной академии наук (НАН) РА.
«24 марта 2021 года Национальное Собрание Республики Армения приняло Закон РА «О высшем образовании и науке» (далее – Закон), который будет регулировать отношения, касающиеся деятельности системы высшего образования и науки РА, управления сферой, и финансово-экономические отношения.
Изучение закона показывает, что существуют отдельные регулировки, которые явно проблематичны с точки зрения соответствия Конституции Республики Армения.
Таким образом:
1. Предлагаемая законом модель управления вузами явно противоречит установленным ст.6 и 38 Конституции РА основополагающим принципам правовой определенности уполномочивающих норм и автономии вузов, а также установленному статьей 79 Конституции РА и считающемуся краеугольным для правового государства (ст.1 Конституции РА) принципу определенности.
Статья 6 Конституции РА устанавливает, что уполномочивающие нормы должны соответствовать принципу правовой определенности.
В соответствии с ч.3 ст. 38 Конституции РА, высшие учебные заведения в установленных законом пределах имеют право на самоуправление, включая академическую свободу и свободу исследований.
Ст.79 Конституции РА устанавливает, что при ограничении основных прав и свобод законы должны устанавливать основания и объем этих ограничений, быть в достаточной мере определенными, чтобы носители и адресаты этих прав и свобод были в состоянии проявлять соответствующее поведение.
Таким образом, Закон предлагает такой состав совета правления государственным вузом, в котором 5 членов, то есть более половины, должны быть представителями соответствующего министра. На предыдущем этапе институциональной аккредитации некоторых вузов международные эксперты выразили обеспокоенность преобладанием административного участия в органах управлениях вузов РА. Законом эта проблема усугубляется, так как уполномоченный орган назначает не только более половины совета, но и может в любой момент прекратить полномочия назначенных им членов, поставив в полную зависимость от себя.
Кроме того, часть 4 статьи 27 Закона предусматривает, что в случае не выдвижения или выдвижения менее четырех членов совета правления вуза в установленный срок, набор членов совета правления вуза осуществляется руководителем соответствующего уполномоченного органа.
При этом не уточняется, по какому принципу набор будет осуществляться – по собственному усмотрению или с учетом требований, предъявляемых к членам совета правления академическим советом вуза.
В то же время Закон не регулирует вопрос о том, может ли уполномоченный орган не утверждать номинальный состав совета правления вуза или его утверждение является его обязанностью.
В таких условиях возникает вопрос, должен ли уполномоченный орган проверять законность формирования совета правления, что, по сути, является ex post контролем и нарушает компонент самоуправления в вузовской автономии. Кроме того, неясно, что будет, если уполномоченный орган обнаружит, что состав не сформирован должным образом, что должен делать уполномоченный орган и что должен делать вуз.
Также не решен вопрос о том, кто должен представить состав совета на утверждение уполномоченному органу и в какой срок должен быть утвержден состав.
Кроме того, существенно сокращается число членов советов правления – до девяти человек, а более половины из них назначаются уполномоченным органом. Это является прямым вмешательством в автономию вузов.
Порядок формирования совета правления напрямую влияет и на избрание ректора.
Согласно части 4 статьи 32 Закона, ректора общественного вуза избирает совет правления – закрытым тайным голосованием, большинством голосов от общего числа членов, сроком на пять лет.
Иными словами, ректор вуза может быть избран пятью членами Совета правления, назначаемыми уполномоченным органом. По сути, ректор не избирается, а фактически назначается уполномоченным органом, а выборы превращаются просто в правовую фикцию.
В результате общественные вузы полностью и безоговорочно попадают в зависимость от политической власти.
В данном контексте Закон прямо противоречит статьям 1, 6, 38 и 79 Конституции», – говорится в заявлении.
Заявление полностью на армянском языке – по ссылке.
Смежные статьи
- Давид Апоян: Эта власть – несостоятельна, не может реализовать свои планы по ЕГУ, и таких фактов много
- Оваким Закарян: Причина низкого качества образования и науки – не в зданиях
- Участник инициативы «Сила науки»: Заявление об увеличении финансирования на 2.7 млрд драмов нас не удовлетворило
- Хачик Назарян: Зафиксируем, что состояние науки в Армении – критическое, ученый – под угрозой исчезновения