Роберт Кочарян: 44 дня людям морочили голову о том, что мы побеждаем, шок от этого
Армения входит в ОДКБ, ЕАЭС, и это говорит о той оценке, которая имеется в Армении относительно проблем региона, ее отношений с соседями, существующих вызовов и угроз, заявил второй президент Армении Роберт Кочарян в интервью программе «Познер» на российском Первом канале.
Отвечая на вопрос, можно ли утверждать, что без участия России, скорее всего, весь Нагорный Карабах был бы потерян в ходе этой войны, Роберт Кочарян отметил: «Если бы не активное личное вмешательство российского президента, такой исход был вполне возможен».
На вопрос, чем он объясняет столь тяжелое поражение в войне, Кочарян сказал: «Последние три года методично разрушалась боеспособность ВС Армении. Армения считалась всеми экспертами страной с наиболее боеспособной армией на Южном Кавказе. Повторяюсь, в последние три года методично уничтожалась эта боеспособность. Новая власть после событий 2018 года, так называемой революции в Армении, испытывала патологический страх и недоверие к армии, в силу целого ряда причин, в том числе персональных – люди, которые в этой власти, не служили, относились к армии с недоверием, с боязнью. Шел процесс дискредитации героев первой карабахской войны. Это был очень активный процесс. Начался он с судебного процесса по событиям 1 марта 2008 года, так называемые коррупционные дела, по которым, по факту, никаких коррупционных следов так и не было обнаружено. Шла активная замена боевого командного состава – поменяли три начальника Генштаба ВС Армении и три командующих Армии обороны Нагорного Карабаха. Как это могло не повлиять на исход войны? То есть, это должности, на которых люди должны сидеть, как минимум, 5 лет».
Коснувшись звучащего мнения, что Россия предала Армению, и Ереван больше не может рассматривать Москву как союзника, Кочарян указал: «Тема эта озвучивается давно, еще до войны. В основном силами, которые недовольны российской ориентацией Армении. Поэтому она не нова. Сложилась новая ситуация, и из этой ситуации эти же силы выжимают максимум для нагнетания антироссийских настроений в Армении.
Разумеется, это не так. Не Россия спровоцировала эту войну, она сделала максимум возможное, чтобы ее остановить. Было известное предложение российского президента 19 октября, которое было отвергнуто армянской стороной. Была возможность остановить войну совершенно с другим раскладом. Но армянский премьер не взял на себя ответственность, принять такое решение. Как он объяснил, народ его не понял бы и обвинил его в предательстве. Ради того, чтобы народ не обвинил его в предательстве, мы потеряли территории и тысячи убитыми. Такова степень ответственности лица, которое должно было и обязано было принять это решение. Еще была позиция ГШ ВС Армении о том, что мы войну проигрываем. Был письменный рапорт ГШ ВС. Все понимали, что происходит. Властям было легче сдать абсолютно все и сказать "ну, что поделаешь, мы проиграли", чем принять тяжелое, но ответственное решение по ходу войны, которое было несопоставимо лучше, чем то, что по факту мы получили».
На вопрос, почему так случилось, что Нагорный Карабах так и не стал частью Республики Армения, Кочарян ответил: «Фактически, была создана модель ассиметричной конфедерации: хождение той же валюты, те же паспорта. Но в политическом плане это было бы неправильным».
Коснувшись подписания трехстороннего заявления по Арцаху от 9 ноября 2020 года, Кочарян указал: «В данном случае у Пашиняна не было выхода. Вопрос несколько в другом. Война длилась 44 дня. В первый же день войны было объявлено военное положение. Был взят полный контроль над всем медийным пространством, в том числе и над соцсетями. И 44 дня людям морочили голову о том, что мы побеждаем. То есть шок был именно от этого. Всем морочили голову, что мы побеждаем, чуть ли мы двигаемся вперед...Я-то знал, что происходит. Посвященные люди знали, что происходит. Но шло такое оболванивание населения, что подписанное заявление для очень многих в Армении было шоком... Оказалось, что за время не было ни одной успешной операции, провал за провалом...Это просто невозможно выразить в нормативной лексикой. Вот такая была ситуация».
Смежные статьи
- Роберт Кочарян: Несомненно, персональную ответственность за все произошедшее в Арцахе несет премьер-министр Армении
- Возможен ли реванш в Карабахе и откуда исходит самая большая угроза для Армении? Роберт Кочарян – гость программы «Познер»