Оценивающаяся в 125 млн долларов компания Krisp столкнулась с вызовами из-за смерти науки в Армении
Компания Krisp, созданная в Армении в 2016 году и в 2021 году оценивающаяся в 125 млн долларов, сегодня оказалась перед двумя серьезными вызовами.
Введенные из-за пандемии коронавируса ограничения ускорили успехи научно-исследовательской группы, в результате углубленных научных исследований с применением machine learning создавшей лучший алгоритм удаления шума. Первый продукт компании был выпущен в 2018 году, а в 2020-ом году миру, перешедшему на удаленную работу и образование, был нужен именно такой продукт.
«Мы знали, что мир движется в направлении удаленной работы. Именно поэтому мы оказались в данной сфере, и наш продукт был именно таким. Но, естественно, в условиях пандемии спрос на наш продукт существенно вырос. Мы были очень счастливы, что результат нашего трехлетнего труда пригодился такому количеству людей», – в беседе с корреспондентом Panorama.am заявил соучредитель компании, к.ф.м.н. Артавазд Минасян.
Минасян и созданная им компания присоединились к инициативе «Гитуж» (Сила науки), выступающей с требованием увеличения ассигнований сфере науки.
В период пандемии компания Krisp в результате резкого увеличения спроса на свой продукт, став клиентом компаний, считающихся крупнейшим мировым call-центром, и благодаря миллиону скачиваний, получила дополнительное финансирование в размере 14 млн долларов, на данный момент компания оценивается в 125 млн долларов. Порядка 100 компаний из 500 крупнейших компаний мира являются клиентами армянской компании. Команда насчитывает 115 сотрудников, 85 процентов которых работают в Армении, остальные – в разных странах. В научно-исследовательскую группу на сегодняшний день входит 35 человек, до конца года их число превысит 50.
Специалисты компании на текущий момент работают в направлении распознавания эмоций во время речи, конвертации речи в текст, задач видеосегментирования и по всем направлениям фиксируют большой прогресс.
И сегодня добившаяся таких успехов компания оказалась перед проблемой поиска ученых.
«Поскольку наша компания основана на научной инновации, мы нуждаемся в постоянном пополнении научного потенциала. Мы видели, как в Армении умирает наука, вследствие чего у нас появился жесткий лимит (hard limit), и нам не удается найти новых талантливых ученых», – говорит Артавазд Минасян и приводит собственный пример о том, что основы успешной компании были заложены на факультете физики ЕГУ созданием научной группы, в то время как сегодня таких групп нет.
В результате трое специалистов, вошедших за этот год в состав научно-исследовательской группы, являются иностранцами. В поисках ученых для команды им пришлось побывать в России, Беларуси, Польше и других странах.
Кандидат наук вспоминает, что 15 лет назад на его курсе училось 100 студентов, из которых 10-15 представляли собой образ ученого со знаниями и желанием продолжить свой путь в науке, тогда как на сегодняшний день на факультет физики ежегодно поступает 20-30 человек.
«Я хочу подчеркнуть, что нашей компании бы не было, если бы в Армении не существовало научной школы. Для того, чтобы создавались подобные новые компании, для того, чтобы они развивались, необходимо расширять и развивать научную школу. А движущей силой этого является государство. Как работает цепочка? Государство инвестирует в науку. Далее создается новое знание в науке, оно трансформируется бизнесменами в новый продукт или технологии, затем бизнесмены достигают больших успехов, генерируют большие доходы, платят много налогов, тем самым ассигнования на науку увеличиваются», – поясняет Минасян и добавляет, что учрежденная им компания сегодня готовится основать лабораторию искусственного интеллекта в ЕГУ и софинансировать образовательные программы.
Артавазд Минасян, осознающий важность науки на собственном опыте, считает, что если государство начнет осуществлять долгосрочные инвестиции в науку, то через пять лет в Армении будет не 2-3 компании Krisp, а десяток подобных компаний.
А если государство не услышит и не выполнит требование инициативы «Гитуж» о продолжительном увеличении отчислений сфере науки, то последствия будут необратимыми.
«В Армении научно-исследовательская сфера умрет, это значит, что в Армении не будет создаваться нового знания, следовательно, не будет наукоемкой экономики, ВПК… Мы, как страна, ничем не будем отличаться от Мозамбика или стран с потребительским обществом, которое не создает новых знаний», – представил возможные последствия отказа от увеличения отчислений науке учредитель Krisp, подчеркнув, что мы, как нация и страна, не можем позволить, чтобы наука в Армении умерла.
Смежные статьи
- Артур Мовсисян: У нас в Армении есть хорошие ученые, нет наукоемкой экономики
- Жирайр Аветисян: Последняя война - это «желтая карточка», выданная миром Армении как государству
- Арам Дживанян: Нужны кардинальные перемены в сфере науки, маленькие шаги лишь продлят агонию пациента
- Хачик Назарян: Зафиксируем, что состояние науки в Армении – критическое, ученый – под угрозой исчезновения