Если ты не предпринял мер, чтобы закрыть границу, ты или не имеешь понятия об управлении, или поступаешь преднамеренно – Сейран Оганян
Находящийся в Сюнике корреспондент Panorama.am побеседовал с бывшим министром обороны РА Сейраном Оганяном о ситуации на границе, виноватых, мешающих обстоятельствах и возможных проблемах в дальнейшем.
- Господин Оганян, как бы Вы оценили сложившуюся на границе ситуацию?
- Эту ситуацию следует рассматривать с двух точек зрения. Первое: там, где были остановлены боевые действия, из этих мест без какого-либо обоснования, согласно данным властями нашей страны распоряжениям, наши войска отступили, отступили также по GPS-овскому вынуждению азербайджанцев, не имевшему каких-либо обоснований. Во-первых, нет какой-либо обоснованной карты, сегодня никто не может доказать, какая карта Советского Союза является основой для делимитации и демаркации этой границы.
Виновата в этом наша нынешняя проигравшая власть, которая будет все время находиться под таким принуждением.
Второе: почему после отступления наши власти не смогли организовать обустройство существующих на сегодняшний день границ? Большого ума не надо, чтобы сесть, подсчитать по карте, насколько удлинилась наша граница, какие силы имеем, какую перегруппировку должны осуществить для насыщения границы, что должно было быть сделано не только силами Минобороны, но и силами СНБ и другими силами, почему нет, также полицейскими силами, которые сегодня занимаются защитой человека, пытающегося удержать власть, и вовремя обустроить границу.
Единственным мешающим обстоятельством была, может быть, зима и заснеженные высоты.
Как они говорят, на заснеженных высотах, где полгода лежит снег, какая разница, армянский солдат будет там стоять или азербайджанский? Но это не так, руководство вооруженных сил знает стратегическое значение и важность этих высот. Они могли бы очень быстро изучить и узнать, какие высоты они могут занять, чтобы контролировать с соседних высот, на каких высотах как тает снег. Мы очень хорошо знаем, на какой высоте когда начинается таяние снега, знаем достаточно высот, на которые первыми поднимаемся мы и обеспечиваем нашу безопасность.
Значит, не было решения об обустройстве наших границ. Более того, если на одном участке азербайджанцы продвинулись, умный руководитель сразу дает поручение, чтобы хотя бы остальные открытые участки закрыли. Если скот переходит через ограждение двух соседей на твою территорию, то наряду с тем, чтобы закрыть этот участок, ты быстро поручаешь своим детям проверить, есть ли другой участок для перехода твоего скота.
Если рядовой сельчанин это понимает, то глава страны не понимает, что наши границы надо защищать, тем более, что у нас нет условий для делимитации и демаркации?
- Нарушения границ в дальнейшем какие опасности могут иметь для Армении?
- Делимитацию-демаркацию проводят тогда, когда для этого есть условия, когда два враждебных государства становятся соседями, создается смешанная комиссия соседских государств, вместе работают. Противник без всего этого продвинулся вперед. Я и тогда говорил, если позволяете им продвигаться, то во время делимитации и демаркации очень трудно их будет отбросить назад, потому что они будут говорить: это наше. Они поступают так для давления на нынешние власти, поскольку знают, что после 20 числа этих властей не будет, и делают все, чтобы урвать максимум и, конечно, продвигаются, чтобы в будущем манипуляциями произвести обмен на выгодных для них условиях.
- Считаете возможным, что эти шаги азербайджанцев являются результатом устных договоренностей с Николом Пашиняном.
-Я сказал, что власти находятся под принуждением, и Азербайджан будет постоянно диктовать, но после 20 июня не смогут этого сделать, поскольку власть сменится.
Умный человек учится на чужих ошибках, делает выводы из одной, или хотя бы двух ошибок, но если ты на каком-то участке допустил ошибку и на остальных участках не предпринял мер для того, чтобы закрыть границу, это значит, что ты или не имеешь представления об управлении в целом, или делаешь это преднамеренно.
Беседу провел Армен Варданян.