Посол Нидерландов: По вопросу военнопленных Нидерланды требуют от Азербайджана выполнения своих обязательств по международному праву
Представляем интервью Чрезвычайного и полномочного посла Королевства Нидерландов в Республике Армения Николаса Схермерса сайту Panorama.am.
– Господин посол, прежде всего, хочу поздравить Вас с присуждением награды в специальной номинации «Друг Армении» на церемонии награждения Armenian PR Awards. Обязывает ли присуждение этой награды в деле продолжения активной деятельности, которую Вы начали с момента приезда?
– Для меня большая честь получить такую награду, потому что это знак того, что не только я, но и мы, как команда посольства, действуем правильно, и это командная награда, поскольку они подготавливают все мои встречи, помогают мне в твитах, мой учитель армянского языка сыграл важную роль.
– Вы начали учить армянский?
– Да, учу армянский, умею писать и читать (отвечает на армянском языке․ – Ред.), произносить несколько предложений и стараюсь совершенствовать владение языком с каждым днем.
– Вы – первый посол Нидерландов в Армении. Вы прибыли в страну, где у Нидерландов не было, так сказать, дипломатической «институциональной памяти». Принимая во внимание Ваш предыдущий богатый опыт работы в Индонезии, Австралии, Египте, с какими вызовами Вы столкнулись в Армении, как Вы адаптировались?
– Думаю, приятно описать, как я сюда прибыл. Это был конец августа (2020 г․), я прилетел рейсом «Белавиа» рано утром в субботу, в аэропорту меня встретили из протокольной службы министерства иностранных дел, привезли меня в мою квартиру, и я начал соблюдать карантин. Квартиру сняли мои коллеги из Тбилиси. Мы арендовали ее, просто просматривая снимки в Интернете, и не знали, где она находится.
По сути, я никого не знал в городе. Я приехал сюда со своими тремя чемоданами. У меня не было ни офиса, ни подобающего жилья, ни друзей, ни машины. В действительности, было очень интересно начинать со всего этого. Через несколько дней я начал встречаться с людьми, также в электронном виде, стал «строить скелет». Через неделю я вручил верительные грамоты уже бывшему министру иностранных дел, две недели спустя – президенту. За это время прибыл мой коллега из Нидерландов, и мы остановились временно здесь – в отеле Marriott.
Потом началась война, и наши планы по строительству посольства, по сути, усложнились. Мы должны были здесь доложить о ситуации. В этом отношении я рад, что был здесь до войны, потому что это позволило мне проинформировать мое правительство о развитии событий с этой стороны, осознавая, что информация была сложной для многих стран ЕС, поскольку многие из них здесь не представлены.
Это был вызов, я, по сути, должен был начать с нуля, но с самого начала знал, через что мне предстоит пройти, что было приятно в этом смысле. Армения – очень теплая страна, тут гостеприимные люди, Ереван – безопасный город, это страна для жизни. В этом смысле находиться здесь – действительно удовольствие.
– Г-ин посол, как Вы отметили, Вы приехали в Армению в сложнейший для нас период, когда Азербайджан развязал войну в Арцахе. Все это время правительство и парламент Нидерландов выражали свою поддержку Армении многочисленными резолюциями и призывами. Прекращение огня было установлено трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 года, но вопрос Нагорного Карабаха не урегулирован. Как Вы представляете урегулирование проблемы?
– Внесу небольшое уточнение: правительство Нидерландов всегда рассматривало конфликт как более длительный, нежели 44-дневная война. Это началось 32 года назад или еще раньше, что весь конфликт делает еще более сложным. Правительство Нидерландов пытается найти баланс в нашей позиции. Наш парламент принял несколько ходатайств в поддержку Армении, но это не то же самое, что правительство.
В то же время мы осознаем, что некоторые проблемы сейчас очень важны, в основном я остановлюсь на вопросе военнопленных. Это тот вопрос, в связи с которым Нидерланды требуют от Азербайджана выполнения своих обязательств по международному праву. И мы рассматриваем заключенных как военнопленных. Они должны быть освобождены – в соответствии с международным правом.
Есть много других вопросов, которые не в моей компетенции, чтобы я мог делать предположения о том, как они могут быть.
Позиция Нидерландов такова и всегда заключалась в том, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ должны брать на себя инициативу в поиске более постоянного решения. Это то, что мы поддерживаем. Все наши усилия и работа направлены на поддержку сопредседателей Минской группы.
Нидерланды – очень маленькая страна, в отношении этой части мира наши интересы ограничены. Поэтому мы больше смотрим на Евросоюз, сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
– Вы затронули вопрос о военнопленных, по происшествии 7 месяцев после войны Азербайджан отказывается возвращать на Родину армянских военнопленных, нарушая международное, гуманитарное право – несмотря на многочисленные призывы, резолюции, решения ЕСПЧ.
Невыполнение Азербайджаном своих международных обязательств, нарушения им прав человека, вторжение на суверенную территорию соседней страны разве не должны привести к целевым санкциям?
– Это вопрос, на который я не могу ответить, поскольку, как посол в Армении, я докладываю о ситуации здесь, о том, что я вижу, представляю свою точку зрения своему правительству, даю советы по определенным темам. Затем мое правительство в столице должно определить политику, решить, что делать с такой информацией. И это также обсуждалось с государствами-членами ЕС в Брюсселе и с государствами-членами ОБСЕ в Вене. В этом отношении предлагаю своему правительству вклад в такого рода обсуждения, потом уже на международных, многосторонних форумах что-то решится или нет.
– Азербайджан с 12 мая вторгся на суверенную территорию Армении, 27 мая он уже захватывает армянских военных в плен с суверенной территории Армении. Вы вместе с послами ЕС также посетили территорию Черного озера, что можете сказать по этому поводу?
– Это очень сложная и непростая ситуация, потому что мы работаем в неделимитированных границах. Граница между Арменией и Азербайджаном не была делимитирована.
Было важно, что министерство иностранных дел смогло организовать эту поездку для нас, потому что это была просьба ЕС – поехать туда послами ЕС, ознакомиться с ситуацией на месте. Мы поднялись там на гору и увидели участки, где на некоторых высотах были вывешены азербайджанские флаги, там были азербайджанские войска. И если посмотрите на международные карты, такие как Google Maps, вы увидите, что эти высоты находятся на армянской стороне границы. Это то, о чем я доложил в столицу.
Нам также показали некоторые советские карты, подписанные Азербайджаном, Арменией и Верховным Советом, на которых было указано, что эти высоты находятся на армянской стороне границы. Я не могу сделать вывод, что юридическая граница, как она сейчас обозначена на международных картах, на самом деле является легальной границей между Арменией и Азербайджаном. Это единственный вопрос, который у меня остался. На этот вопрос необходимо ответить Армении и Азербайджану, а также России, как бывшим Советским Союзом, чтобы определить, где должна быть граница. А если она в этом месте, то очевидно, что войска находятся на территории Армении. Если по каким-то причинам переговоры приведут к разным выводам, то будет другая ситуация.
Что видел я: флаги Азербайджана на территориях, которые в настоящее время обозначены как армянские территории.
– После войны Нидерланды оказали содействие в деле смягчения послевоенных последствий, Армению посетили специалисты – для лечения наших раненых военных, а в реабилитационном центре защитника Отечества был открыт оснащенный современным оборудованием центр протезирования. Какая еще работа проводится при поддержке Нидерландов для смягчения последствий войны?
– Хочу подчеркнуть, что у вас очень активная Диаспора в Нидерландах. Они частично голландцы, частично армяне, связаны с обеими странами. Они граждане Нидерландов и Армении, живут в обоих мирах и обеспечивают хорошую связь между нашими двумя странами. В частности, проект, о котором вы упомянули, был инициативой этой группы, а не программой, спонсируемой правительством.
По сути, когда я приехал сюда, я унаследовал некоторые программы от моих коллег в Тбилиси, которые в прошлом работали и с Арменией. Мы не активны в сфере здравоохранения, потому что у нас ограниченные программы, и мы должны делать выбор, но я максимально поддерживаю такие проекты.
В настоящее время мы рассматриваем возможности оказания помощи Армении различными способами. У нас есть определенные приоритеты, унаследованные опять-таки из прошлого, мы пытаемся переоценить, остается ли это приоритетным, в основном это верховенство закона и проблемы демократии, права человека в более широком смысле, секторы экономики – сельское хозяйство, высокие технологии , наверное, в некоторой степени туризм, если коронавирус позволит.
– Вы упомянули о демократии. Насколько, с Вашей точки зрения, демократична Армения? Иногда говорят, что демократия работает не во всех странах. Этот вопрос приходит в голову особенно после войны. Мы были демократичными, в отличие от диктаторского Азербайджана, однако во время войны нам не помогало это, чтобы международное сообщество было рядом с нами. Это лучшее для всех стран?
– Я не могу говорить от имени других стран, могу просто сказать, что действительно развитая демократия с точки зрения прав человека, перспектив развития страны, где есть свобода религии, другие свободы, в конечном итоге может привести к лучшему обществу. Почему? Потому что это позволяет всем жителям вашей страны участвовать в экономике, социальных делах, в политической сфере, тем самым, ведя к лучшему. А, следовательно, приведет к лучшей ситуации для вашей страны.
Я думаю, что да, Армения – демократия.
В последние месяцы мы стали свидетелями довольно серьезных политических потрясений, в какой-то момент даже заговорили о перевороте. Мои коллеги в Гааге спрашивали меня, что происходит, они были очень обеспокоены, я им сказал: послушайте, я все еще вижу демократию в деле. Здесь люди разговаривают, я не вижу танков на улицах, я вижу дискуссии, демонстрации. Это часть демократии. Демократия объединяет голоса всех, мнения каждого, она должна в какой-то момент привести страну к движению в определенном направлении.
Вы сейчас идете на выборы. Я думаю, что очень важно, чтобы все пришли на избирательные участки и проголосовали за кого-то, что поможет Армении в ее дальнейшем развитии, независимо от итогов.
Интервью провела Анна Мкртчян.
Интервью на армянском языке - по ссылке.
Интервью на английском языке - по ссылке.