Причина отсутствия воды в Степанакерте
В столице Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики (НКР)) – Степанакерте – уже долгое время питьевая вода, точнее ее дефицит стала насущной проблемой. Согласно официальным разъяснениям, проблема возникла из-за засушливой погоды, в связи с чем питающие город реки стали маловодными.
Но, помимо официальных, есть и иные комментарии. В частности в беседе с корреспондентом Panorama.am доцент кафедры экологии и охраны природы факультета биологии ЕГУ, заведующая кафедрой гидроэкологии Института гидроэкологии Лусине Амбарян отметила, что нет информации по части точной оценки водных ресурсов Арцаха. После войны никаких уточнений не производилось. «В целом, анализируя уже известные факты, можно сказать, что это определенная акция со стороны Азербайджана», – продолжила она.
По ее словам, основные водные ресурсы оставлены врагу, но пока мы не видим никаких дипломатических шагов с армянской стороны в направлении решения проблемы.
«В Арцахе у нас было 25 водохранилищ, 22 или 23 из которых оставлены врагу. Они служили в основном для хранения оросительной и питьевой воды. Это означает следующее: оставив все это врагу, мы дали ему в руки "оружие", которое Баку может использовать. Вода – один из основных ресурсов для обеспечения жизни человека, и, если ее используют как оружие, это является преступлением против человечества, поскольку доступ к питьевой воде – одно из основных положений прав человека», – подчеркнула специалист.
Как указала Амбарян, специалисты водной сферы обращали внимание на то, что в Азербайджане есть серьезные проблемы с питьевой водой, что можно было бы использовать в случае проведения грамотной политики.
«Со специалистами можно было бы разработать программу, которая была бы у нас в руках – как "сдерживающее" средство», – сказала она.
Что касается возможных сейчас шагов, которые могут стать спасательным кругом для жителей Степанакерта, Лусине Амбарян отметила, что в сложившейся ситуации институты, специалисты водной сферы, министерство иностранных дел и другие эксперты должны работать вместе, что позволит регулировать подобные «диверсии» на правительственном уровне.
Тем не менее, житель Степанакерта не видит вины Азербайджана в сложившейся ситуации. В беседе с корреспондентом Panorama.am житель Степанакерта, бывший депутат парламента Арцаха Ашот Саркисян отметил, что проблема отсутствия воды для местных жителей не нова.
«Рек, которые обеспечивают водоснабжение Степанакерта, в основном три: Тракет, Меграгет и Каркар. Все три находятся на нашей территории. Одна из рек, мы называем ее Тракет, почти обмелела, а другие мелководны, в основном становятся полноводными в сезон дождей и таяния снега. А артезианские колодцы относятся к советским временам. И сейчас их в какой-то степени пытаются задействовать», – сказал Саркисян.
Собеседник Panorama.am отметил, что Степанакерт сталкивался с проблемой воды всегда, до войны тоже.
«В Степанакерте были районы, в которых вообще не было воды. Помню, в 1982 году была засуха, воды не было, мы несли ее из водоемов. Таких случаев было много. Жители Степанакерта к этому привыкли», – сказал житель Арцаха, добавив, что главная проблема – маловодность рек.
Бывший депутат также сообщил, что ранее было внесено предложение по решению проблемы, но оно не было принято.
«Предложение представил один из ребят-скульпторов. Выше Степанакерта много сел, где есть водные источники. Мы предложили доставить воду этих источников в Степанакерт, построить источник в каждом районе, Степанакерт же станет «городом источников». Представив это предложение скульптор – Роберт Аскарян – договорился со скульпторами из 11 стран. Чем было бы плохо, если бы в одном районе было сооружение в норвежском стиле, в другом – в ином? В то время я был депутатом от оппозиции, на это предложение не обратили особого внимания», – указал Саркисян.
По словам жителя Арцаха, сейчас мэрия Степанакерта занялась этим вопросом, он отмечает: рассматривают расположенные над Степанакертом села.
«На данный момент проблема с питьевой водой есть только в Степанакерте», – сказал он и заключил: «После войны мало что изменилось, люди просто приспосабливаются немного позже. Мы не можем устоять ни перед победой, ни перед поражением. Народ, к сожалению, в стрессовом положении, преодоление требует длительного времени».