Евфрат в Сирии обмелел, Турция использует воду в качестве оружия
Раньше Евфрат протекал мимо оливковых рощ сирийской деревни Румайле. Сейчас они все высохли, река отступила вдаль, и регион страдает от жестокого безводья, пишет euronews.
Животных на водопой приходится вести очень далеко, зачастую нести их на руках, сажать в лодки и вывозить на середину того, что осталось от реки, чтобы напоить. И людям воды тоже остро не хватает.
Лишившись своей оливковой рощи, Халед аль-Хамис, отец 12 детей, посадил кукурузу и бобы поближе к реке. Но вода отступила ещё дальше, и многие сейчас подумывают уехать из этих мест.
"Мы полностью лишены питьевой воды. Женщины идут за 7 километров, чтобы принести ведро воды и напоить хотя бы детей. Наши деревья засохли, сады наши засохли, ничего не осталось", - говорит 50-летний фермер.
Когда-то бурные волны Евфрата неслись в северную Сирию через турецкую границу, орошали землю в сирийской житнице, проходили через три плотины гидроэлектростанций, обеспечивая энергией и питьевой водой миллионы людей. Но за последние 8 месяцев река превратилась в узкую ленту, высасывающую драгоценную воду из водохранилищ, увеличивая риск остановки турбин плотины. Резкое падение уровня воды на плотинах гидроэлектростанций - на 5 метров с января - угрожает отключением воды и электроэнергии в разгар пандемии и экономического кризиса.
"Короче говоря, то, что здесь сейчас происходит - это гуманитарная катастрофа в полном смысле этого слова, затрагивающая более 5 миллионов сирийцев и иракскую сторону. Это гуманитарная, экологическая, продовольственная, животноводческая и энергетическая катастрофа, настоящая катастрофа", - говорит Хаммуд аль-Хадийин, директор плотины Тишрин.
По данным ООН, почти 90% потока Евфрата поступает из Турции. Чтобы обеспечить справедливую долю Сирии, Анкара ранее согласилась пропускать в среднем 500 кубометров воды в секунду, но за последние месяцы этот показатель упал до 200. Сирийцы говорят, что турки удерживают на своих плотинах больше воды, чем необходимо, используя воду в качестве оружия. Анкара это отрицает и ссылается на засуху, связаную с изменением климата.
Между тем, столица Республики Арцах (НКР) – Степанакерт – после развязанной Азербайджаном осенью 2020 года широкомасштабной войны против Арцаха испытывает серьезные проблемы с питьевой водой. Согласно официальным сообщениям, проблема возникла из-за засушливой погоды, в связи с чем питающие город реки стали маловодными. Но, помимо официальных, есть и иные комментарии. В частности в беседе с корреспондентом Panorama.am доцент кафедры экологии и охраны природы Факультета биологии ЕГУ Лусине Амбарян отметила: «В целом, анализируя всю известную информацию, можем сказать, что это определенная акция со стороны Азербайджана».
Ранее госминистр Арцаха Артак Бегларян подтвердил, что в результате войны осенью 2020 года Арцах понес потерю водных ресурсов и контроля над истоками рек. А глава МИД Арцаха Давид Бабаян 7 мая направил письма сопредседателям Минской группы ОБСЕ и Личному представителю Действующего председателя ОБСЕ Анджею Каспшику в связи с угрозой водной безопасности Арцаха. В письмах, в частности, отмечается, что военная агрессия, развязанная Азербайджаном 27 сентября 2020 года, поставила под серьезную угрозу водную безопасность Республики Арцах.