Омбудсмен Армении обратился в КС, чтобы оспорить полный расплывчатых формулировок закон о криминализации тяжких оскорблений
Защитник прав человека (омбудсмен) Армении Арман Татоян обратился в Конституционный суд, чтобы оспорить поправки в уголовный и уголовно-процессуальный кодекс о криминализации тяжких оскорблений. Об этом Татоян сообщил на своей странице в соцсети Facebook.
«Речь идет о статье 137.1 УК РА, которая считает тяжким оскорблением ругань в адрес человека или оскорбление его достоинства крайне непристойным образом, а по остальным частям еще больше запутывает статью.
Эта статья полна нечетких формулировок, лишена правовой конкретики, была принята с грубыми процедурными ошибками.
Сразу специально отмечу, что риторика ненависти, любая направленная против достоинства и свободы слова риторика достойны осуждения, подобные порочные явления не должны иметь место в обществе и точка», – отметил А.Татоян.
«Однако это не означает, что государство вместо проведения планомерной скоординированной, планомерной государственной политики, направленной на регулирование этой деликатной сферы, должно сразу начать действовать статьями с расплывчатыми формулировками Уголовного кодекса и, тем самым, усложнить ситуацию. Любые средства должны быть необходимыми и полезными для достижения правомерной цели, поставленной государством.
Эта статья Уголовного кодекса уже вызвала проблемы, они будут усугубляться, а заявленная поправкой цель не будет выполнена.
Во-первых, было недопустимым принятие законопроекта на внеочередной сессии парламента без широких общественных обсуждений и обсуждений с привлечением специалистов, формально оправдывая его нежеланием «оставлять в наследие НС 8-го созыва». Обсуждения НС лишь усугубили неопределенность», – указал Татоян.
В частности, по его словам, не определены четкие нормы и критерии оскорбления, а именно: какая именно лексика будет считаться нецензурной и на что в будущем следует ориентироваться как гражданам, так и следственному органу, прокуратуре и т.д.
«Нужно помнить, что мы говорим о правах реальных людей в реальной жизни.
Нельзя исходить из презумпции, мол, пусть несколько человек и будут лишены свободы или будут подвергнуты другим уголовно-правовым вмешательствам, и все из-за того, что при разработке или принятии закона ни законодательный, ни исполнительный органы власти не обеспечили ни конкретики практического применения, ни четкости целей, ни даже определенности в обсуждениях.
В статье особо проблематична часть, предусматривающая строгую ответственность за тяжкое оскорбление, обусловленное публичной деятельностью лица», – обратил внимание омбудсмен Армении.
Татоян подчеркнул, что, исходя из пункта 1 статьи 137.1 УК Армении, полиция должна начать тотальную проверку многотысячных записей всех СМИ и пользователей в соцсетях в Facebook, Twitter, Youtube и т.д.
Омбудсмен отметил, что также должны быть изучены фейковые страницы, комментарии и записи пользователей в диаспоре.
«В противном случае не будет обеспечено полноценное применение закона и, как следствие, не будет обеспечено верховенства права, эффективной борьбы с преступностью. Сама законодательная инициатива лишится смысла, ругань и ненависть сохранятся в общественном поле.
Но все это вызывает вопросы: например, достаточен ли потенциал у правоохранительных органов и судов для всего этого?
Например, что делать полиции или органу уголовного преследования, если гражданин пишет конкретному человеку ругательства или оскорбления на иностранном языке (скажем, английском, русском, испанском или польском)?» – отметил омбудсмен Армении.
«Следовательно, государство себя, свои правоохранительные и судебные системы превращает в жертву своих неопределенных шагов и ведет к вынужденной дискриминации.
Мы должны помнить, что сфера уголовного правосудия – содержащая самые высокие риски. В этой сфере задержание, арест, обыск жилья, оперативно-розыскные мероприятия и т. д..
В заявлении на конкретных примерах показано негативное влияние статьи на конституционные права человека.
Более того, недолгое применение статьи 137.1 УК уже показало логику, призванную защищать должностных лиц от граждан. Даже на практике это так и воспринимается.
Данным заявлением я ходатайствовал и о приостановлении действия статьи 137.1 Уголовного кодекса до окончания судебного разбирательства в Конституционном суде», – написал Арман Татоян.
Смежные статьи
- Журналистские организации: Решение КС Армении дает повод для возмущения
- Наира Зограбян: Цель криминализации ругани – заставить замолчать всех людей, которые могут говорить, поднимать свой голос, протестовать
- Криминализация оскорбления нарушает принцип меньшей защищенности публичных лиц – Навасардян
- Юрист: Проект о криминализации ругани является очевидно неправовым и как можно скорее должен быть отменен
- Арсен Бабаян: Криминализация незензурной лексики напрямую связана с подписывамемым соглашением