У нас около 2000 оккупированных памятников – министр ОНК Арцаха
«Давайте попробуем на этом обсуждении понять, как получилось, что наши музеи подарили Азербайджану»,- сказала председатель Постоянной парламентской комиссии по защите прав человека и общественным вопросам Тагуи Товмасян, по инициативе которой в Национальном собрании было организовано рабочее обсуждение на тему «Охрана армянского историко-культурного и религиозного наследия в оказавшихся под азербайджанским контролем районах Республики Арцах».
Присутствующая на обсуждении министр образования, науки и культуры Арцаха Лусине Караханян не согласилась с произнесенным Тагуи Товмасян словом «подарить».
«Об эвакуации культурного наследия из Гадрута и речи быть не может, поскольку ситуация была такова, что об эвакуации говорить не приходится»,- сказала она.
По словам Лусине Караханян, из разных музеев были вывезены хачкары (крест-камни).
«19 ноября мы эвакуировали самый ценный фонд историко-геологического музея Степанакерта. Почему этот музей, потому что здания было аварийным, и если бы поблизости взорвалась бы ракета, это здание полностью бы обрушилось.
Я в этот день позвонила директору Шушинского музея ковров Вардану Асатряну, директору музея истории Шуши, сказала, что при поддержке министерства ОНКС Армении мы осуществляем эвакуацию. Господин Асцатрян вначале не согласился, сказав, что в Шуши безопасно.
30 октября Вардан Асцатрян позвонил и выразил желание вывезти музей ковров. Мы организовали, к сожалению, удалось эвакуировать экспозицию музея ковров»,- отметила министр.
Министр ОНК Арцаха отметила, что не хочет, чтобы кто-то здесь искал виновников, особенно те, которые были далеки от 44-дневной войны, и пусть не пробуют говорить о том, чтобы дарить ценности.
«Да, были упущения, была паника, неверная информация, с чем было связано то, что ценности Шуши не были эвакуированы»,- отметила Л. Караханян.
Она сказала, что директор ГНКО музеев Шуши бережно упаковал и в бомбоубежищах сложил самые ценные экспонаты.
«Но 30 октября, когда мы поняли, что есть реальная угроза, было уже очень опасно туда отправлять человека. У нас могли быть человеческие потери. Ковры были вывезены в очень опасных условиях»,- отметила министр.
Караханян сообщила, что на сегодняшний день есть около 2000 оккупированных памятников: 122 церкви, 13 монастырских комплексов, 52 крепости, 536 хачкаров, 20 885 экспонатов, 617 000 книг-литературы, Азохская пещера, Тигранакерт.
«Это не просто искорико-архитектурные и историко-культурные памятники, мы оставили под оккупацией наследие цивилизации, которое является наследием человечества»,- подчеркнула она.
Министр сказала, что, работая с российскими миротворцами, они постарались вернуть спрятанное в бомбоубещищах имущество картинной галереи Шуши, попытались также осуществить механизм обмена: «У нас есть оставшиеся после первой карабахской войны картины азербайджанских художников, но люди не ценят свою культуру, они не согласились на бартер, и эти работы остаются у нас.
Мы имеем дело с очень агрессивными соседями, которые не идут на коммуникацию».
По словам Л. Караханян, благодаря российским миротворцам удалось сохранить Дадиванк, там 6 духовных служителей. На сегодняшний день паломничество в Дадиванк временно приостановлено, но, согласно министру, на днях после встречи духовных лидеров в Москве, паломничество возобновится. В Амарасе паломничество осуществляется.
«Удалось предотвратить разрушение памятников Великой отечественной войны, поскольку эта тема интересует российских миротворцев. У нас разрушены собор Казанчецоц, Зеленая церковь, внутри непонятное строительство идет, непонятно, что. Разрушен памятник Нельсону Степаняну, памятник жертвам Геноцида армян. Азербайджанцы разрушили также кладбище Сгнахи, поверх кладбища проложили дорогу.
«Мы проживаем очень тяжелые времена, можно сказать, через трагедию проходим каждый день»,- сказала Лусине Караханян.
Она отметила, что в 2022 году начинают масштабную агитационную войну.
«Мне больно, что под руководством Алиева в Гадруте началось строительство мечети. Это самый настоящий позор, что он нас сегодня превратил в горемык, но мы не горемыки, это несчастие должно стать началом новой борьбы для нас. Наше культурное наследие должно быть сохранено, все запротоколировано, все, что разрушили, у нас есть видеоматериалы, фотографии, и мы будем бороться», - сказала министр Караханян.
Смежные статьи
- Альвина Агабабян: Переосвобождение как национальная цель
- Почему во время развязанной Азербайджаном против Арцаха войны не вывезли экспонаты из музеев Шуши и остальных населенных пунктов?