Ваге Ованнисян: Спасти портрет – от вешающего его, владельца – от портрета, государство – от них
Группа «Альтернативные проекты» распространила статью эксперта Ваге Ованнисяна, перевод которой публикуем ниже:
«Несколько месяцев назад в российских интеллектуальных кругах активно обсуждалась статья режиссера К. Богомолова, в которой он называет систему ценностей современной Европы "этическим рейхом".
С неоднозначными оценками в материале делается попытка дать российской элите мотивацию сориентироваться – между суверенным путем и современным европейским "рейхом". Ценность материала состоит именно в том, что он предлагает мыслящим слоям общества задуматься, дабы не допустить аномалий развития.
В Армении Никол, заставляя чиновников вешать свой портрет в кабинетах, развивает модель "восточного рейха", благодатная почва для которой уже существует. Власть, пришедшая на волне отрицания портрета другого, сегодня со скромностью восточного гарема вешает фото своего лидера.
Чиновники, подобно евнуху, перенимают восточные нравы, если даже они учились в западных образовательных учреждениях. Гражданское общество с западным финансированием переваривает все с восточным послушанием.
Туркменбаши заставлял своих министров подходить к нему на четвереньках, в присутствии многочисленных свидетелей, и они подходили. Думаю, сегодняшних чиновников от этой ситуации спасает только одно – Никол пока не заставляет делать нечто подобное.
В действительности, держащие профессора Чарчяна в тюрьме находятся в статусе чиновников Туркменбаши.
Министр здравоохранения каждый раз на заседании правительства с такой гордостью произносит "Многоуважаемый господин премьер-министр", что невольно думаешь: а вдруг страна, действительно, добилась громадных успехов, просто ты не в курсе? Быть может, 90% населения уже вакцинировано, а больницы пусты?
Здесь мы имеем дело с многослойной аномалией. Министры могут обращаться к нему и иначе – величественный, божественный и т. д. И проблема не в том, что адресат это не пресекает, а в том, что общество это не отвергает, и нет ни одного института, который сказал бы – стыдно.
Минюст опубликовал текст, объясняющий, почему большую группу чиновников не принуждают к вакцинации. Текст этот напоминает отрывок из Швейка. Но он уже повесил фотографию Никола, а, следовательно, может и не прилагать усилий по части качества работы. И не возникает вопроса, какое отношение это министерство имеет к вопросу, который, по большому счету, этичный, и должен был быть решен без всяких формальностей. Если во время смертоносной пандемии высокопоставленные чиновники ссылаются на какие-то законы, чтобы не делать прививок, то что должно мешать рядовому гражданину ссылаться на свои внутренние переживания или YouTube?
По правилам "восточного рейха" система должна бездонно прогибаться. В Северной Корее обязательно всегда нужно держать в кармане фото лидера, его отца, деда. Если однажды Никол обяжет всех держать при себе фотографию, скажем, Марлен Дитрих, то система подчинится.
Если Никол заставит министров и других должностных лиц по примеру "Рухнаме" цитировать отрывки из своей книги, то система сделает это. У каждого будет свое объяснение, один скажет, что становиться так более честным, другой – что занимается самообразованием, а третий будет мысленно проклинать, но сделает.
По правилам жанра: если завтра что-то изменится, эти люди будут считать Никола единственным виновным и ответственным. Они будут в сто раз более антиниколовцами, чем те, кто говорит, что невозможно иметь более или менее серьезное государство с восточными манерами подобострастия и лести. Случайные лица трагических времен.
С такими восточными нравами и полугосударственностью мы не могли сохранить Шуши. С таким менталитетом и мировоззрением евнуха мы не можем сохранить Армению.
В Армении должно сформироваться новое общественно-политическое течение, которое сметет восточный феодализм и займется просвещением. Можем называться четвертой республикой, послевоенной Арменией, это несущественно, но нужно кардинальное изменение качества.
Ясно одно: если мы не формируем элиту нового качества, то никогда не сможем изменить качество общества. Общество с таким качеством ни к чему не принуждает – ни к миру, ни к достоинству, ни к эффективности управления, ни к справедливости… В этом случае мы будем иметь новые портреты и техническую смену вешающих.
Война и поражение должны стать шоковым потрясением, которое стимулирует формирование новой элиты. Если не сделаем этого, потеряем государство, потому что общество такого качества в состоянии будет обслуживать только турецкую экономико-культурную экспансию, причем, с удовольствием.
Продолжение следует».