Рубен Сафрастян: Борьба, которая ведется сейчас в регионе, беспрецедентна
«В регионе идет борьба за новый статус-кво», – заявил академик Национальной академии наук, доктор исторических наук, профессор Рубен Сафрастян на посвященной 100-летию Московского и Карсского договоров 1921 года трехдневной международной научной конференции в НАН РА по теме «Армения и регион: уроки, переоценки, перспективы».
Тема доклада Сафрастяна – «Региональные военно-политические развития на современном этапе».
Борьба за новый статус-кво
По словам Сафрастяна, по сути, борьба, которая сейчас происходит за геополитический статус в регионе, беспрецедентна, поскольку впервые Россия не самостоятельно устанавливает этот статус-кво, а должна считаться с Турцией.
«Я объясняю эту ситуацию тем, что Россия совершила очень грубую геостратегическую ошибку, когда весной и летом 2020 года не препятствовала поставкам Турцией современного оружия в Азербайджан, переброске наемников в Азербайджан, усилению турецкого военного присутствия в регионе в целом.
Фактически, таким образом Турция предопределила победу Азербайджана в Арцахской войне. Это позволило Турции вмешаться и сыграть свою роль в борьбе, которая сейчас происходит в нашем регионе», – сказал Сафрастян.
В этом контексте тюрколог обратил внимание на некоторые сходства с 1920-1921 годами: другими словами, Россия больше не может распоряжаться регионом в одиночку, она вынуждена в определенной степени и сотрудничать, и бороться с Турцией.
Сафрастян подчеркнул, что Россия из-за своей ошибки, фактически, должна считаться, вести переговоры или торг с Турцией, в одиночку не может управлять развитием событий в нашем регионе.
«Россия в тактическом плане достигла своей цели, разместив миротворческие силы. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что российские вооруженные силы дислоцированы на территориях Азербайджана, Армении, Грузии, то есть Россия сохраняет свое влияние в регионе, опираясь на Вооруженные силы.
Мы видим, что Россия активно начинает продвигать проект разблокировки транспортных путей, что является экономическим фактором – для попытки сохранения стабильности в регионе.
Действительно, Россия заинтересована в стабильной ситуации в регионе, в том, чтобы Арцах оставался армянским, а она сама была управляющей силой в нашем регионе.
Однако исторический опыт и современный опыт показывают, что в таких острых ситуациях, когда пытаются задействовать экономические факторы, это не приносит пользы. Невозможно влиять на геополитические, геостратегические процессы, основываясь на экономических интересах», – сказал историк.
Геостратегия Турции
Рубен Сафрастян подчеркнул, что необходимо понять геостратегию Турции в современном мире, что представляет собой довольно сложную задачу, поскольку политика Анкары является многовекторной, плохо организованной, но очень упорной, авантюрной, что и усложняет понимание политики Турции в современном мире.
«Считаю, что современная Турция преследует одну главную цель: поднять свою роль с регионального уровня на мировой. Другими словами, Турция проводит политику становления мировой державой. Это главная цель.
Если посмотреть на политику Турции в нашем регионе с этой точки зрения, то следует отметить, что наш регион важен для Турции. В отличие от 1920-1921 годов, на этот раз у Турции достаточно хорошая стартовая позиция для достижения своей цели в нашем регионе. А здесь цель Турции очевидна: сделать регион сферой своего геополитического влияния. Посему Турция использует Азербайджан, чтобы достичь своей цели», – указал Сафрастян.
По его словам, если 100 лет назад у большевистской России и кемалистской Турции был один враг – Запад, они полностью сотрудничали против Запада, то теперь картина иная, Турция, проводящая вышеупомянутую политику, в то же время является частью Запада.
«Это позволяет нам оценивать развитие событий в нашем регионе с принципиально разных точек зрения, то есть Турция и Россия, насколько мы видим, сотрудничают в тактическом плане, но в стратегическом плане они являются соперниками. В нашем регионе их цели противоположны.
Турция хочет управлять регионом в одиночку, а Россия хочет сохранить регион в сфере своего влияния», – отметил он.
По словам Рубена Сафрастяна, главной целью Турции, когда она инициировала арцахскую войну осенью 2020 года, было, наряду с русскими, стать частью миротворческих сил, но это ей не удалось, что говорит о следующем: Анкара продолжит в регионе борьбу за статус-кво, который выгоден ей.
«С другой стороны, у Турции и геостратегическая цель в регионе: использовать регион для реализации пантюркских планов. В этом контексте для Турции важен Сюникский или Зангезурский кордидор.
Главная цель Турции – не только получить этот коридор, но и сделать Сюник турецкой территорией. Для нее не имеет значения, азербайджанским он будет или турецким, таким образом Турция осуществит свою главную пантюркскую цель», – указал специалист.
Он также подчеркнул – очень важным фактором для Турции является Армения. «В этой борьбе, которая сейчас ведется для нового статус-кво в регионе, мы должны попытаться понять видение Турции об Армении, то, каковы цели Турции по отношению к нашему государству.
В отношении Армении у Анкары две цели: цель-максимум отражен в отданном Кязыму Карабекиру 8 ноября 1920 года приказе, где написано, что "Армения должна быть уничтожена". Главная цель Турции – исчезновение армянской государственности.
Вторая, более «мягкая, скромная» цель – сделать Армению вассальным Турции государством. То есть, по сути, то же самое – ликвидировать армянскую государственность, оставив формально государство, которое окажется под влиянием Турции.
И я убежден, что в качестве модели для этого турецкие дипломаты держат Батумское соглашение», – считает Рубен Сафрастян.
Иран – новый актор
По словам Рубена Сафрастяна, в отличие от событий 100-летней давности, когда Армения не была суверенным государством, позиция Еревана сейчас более благоприятна благодаря Ирану, который играет активную роль в регионе, и, фактически, выступает как союзник Армении.
«Иран в последнее время активизировал свою дипломатию в регионе. Иранцы поняли, что совершили ошибку во время войны, теперь Тегеран выступил с очень конкретным предложением: дорога Индия-Иран-Армения-Грузия в Россию, Европу, Грецию и Болгарию. Фактически, эта инициатива Ирана позволяет нам усилить наши позиции в регионе.
Эта инициатива дает возможность начать не имеющий прецедентов геополитический процесс, то есть пригласить Индию для участия в наших геополитических событиях», – сказал академик.
Материал полностью на армянском языке – по ссылке.