«Вы говорите: Это закон, но, гражданин, если ты его нарушишь, мы тебя не накажем» - Артур Хачатрян
«Мы говорим: «Гражданин, возьми за свой счет потребительский кредит, иди где-нибудь обналичь, чтобы делать покупки наличными и за обналичивание заплати банку»»,- на заседании постоянной парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам заявил депутат парламента от фракции «Армения» Артур Хачатрян.
Депутат заметил, что изменением проблема сокращения тени не решается. «Завтра моя сестра, мой брат придут ко мне и попросят одолжить им до зарплаты 350 000 драмов, государство как собирается это оформлять, как мы передали эту сумму друг другу?»,- спросил депутат заместителя председателя ЦБ Вахтанга Абрамяна, представляющего законопроект «О безналичных операциях» и добавил: «Двое родных брат и сестра, мать и сын дают друг другу деньги, какой смысл это оформлять и как будет контролироваться?»
Заместитель председателя ЦБ ответил, что для перевода малых сумм от одного юридического лица другому юридическому лицу нельзя использовать только систему банковских переводов, а также можно осуществлять сделки посредством кошелька, QR-кодов, кассовых аппаратов.
Вахтанг Абрамян заявил, что цель законодательной инициативы: чтобы потребительские кредиты использовались безналичным способом, а если берут кредит, затем идут за наличными покупками, то контролировать будет сложно.
«Целью закона не является привлечение людей к ответственности за нарушение, а создание благоприятных условий для развития системы безналичных оплат, что если гражданин хочет обязательно заплатить безналичным способом, чтобы ему не отказывали»,- заметил зампред ЦБ.
По его словам, за рубежом также есть опыт такой регулировки, что если сестра и брат дали друг другу 200 долларов, то это невозможно проследить, и речь не о том, чтобы обнаружить передачу между ними 310 000 драмов и наказать.
«Если вы говорите о зарубежном опыте, то приведу пример. За границей 60-летний мужчина женится на 16-летней девушке, но там есть также явление «гараж-сейл»»,- сказал Хачатрян и добавил, что не имеет в виду оформление кредита и осуществление покупки с первичного рынка, а, например, осуществление покупки на этот кредит у соседа, а последний не является юридическим лицом, в результате получается, что для обналичивания кредита гражданин обязательно платит банку, в том случае, когда можно было бы сразу оформить наличный кредит, выдать гражданину, поскольку он предпочитает наличные покупки.
«За обналичивание кредита я плачу банку, но почему должен платить, даже если 100 драмов?»,- спросил Хачатрян и заметил, что выдача кредита уже не теневая сделка сама по себе и предложил установить порог выше 300 000.
Депутат заметил, что когда фермер берет кредит для оплаты труда работников по осуществлению садовых работ, и спросил, почему он должен через банк обналичивать свой кредит?
«Вы говорите, что это закон, но, гражданин, если ты его нарушишь, мы тебя не накажем»,- объяснил Артур Хачатрян, в связи с чем Вахтанг Абрамян сообщил, что независимо от обсуждаемого законопроекта оплаты за обналичивание подорожают.
«Ведется политика, и банки понимают, что сделки с наличкой стоят дороже»,- сказал зампред ЦБ, добавив, что в таком случае в плане инкассации, безопасности, гарантирования потерь тратятся большие суммы.
По его словам, надо предпринять меры для обязательного оформления сделок выше 300 000 драмов, даже если фермер продает свою корову за 400 000 драмов.